ВиоЛетта
Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального восприятия»
«В детском возрасте игра – это норма, И ребёнок должен всегда играть, Даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального восприятия“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель мастер класса. Знакомство с опытом использования музыкально-дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников
Задачи.
- Познакомить воспитателей с новыми музыкально-дидактическими играми и приемами игры на шумовых муз. инструментах - раскрыть содержания мастер класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх - убедить в важности целесообразности применение музыкально-дидактических игр
Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных наглядных средств. К ним относятся музыкально – дидактические пособия и игры. Актуальность их применения заключается в системном музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей. Привлекательность этих игр заключается в том, что они красочны, доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Использование игр и пособий позволяют в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой, привить к ней любовь. У ребят возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью пособий, значительно активизируют умственную деятельность детей, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они учат ребенка применять полученные знания и навыки в повседневной жизни Музыкально – дидактические пособия и игры, воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Основное их назначение музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей. Вначале игры проводятся в НОД, когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Самостоятельная музыкальная деятельность является итогом работы педагогов, детей. Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные
музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно - развивающую среду в группах и в музыкальном зале. Музыкально – дидактические игры можно использовать индивидуально и подгруппой детей Музыкально-дидактические игры имеют следующие задачи. -развитие звуковысотного слуха - развитие чувства ритма - развитие тембрового и динамического слуха - развитие инициативы самостоятельности, способности к восприятию - развитие творческой активности -формирование нравственных качеств личности Музыкально- дидактические игры использую в процессе: - пения и развития песенного творчества, например –«Где мои детки», «Я иду» и т. д. - Восприятие музыки - музыкально-ритмических движений - в самостоятельной деяятельности
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш» (на определение жанра музыки) слайд №1 Цель игры : 1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их характерных особенностях. 2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой. 3. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. 4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. Ход игры : Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их РОМАШКИ НАСТРОЕНИЯ – слайд №2 Музыкально-дидактическая игра на определение характера музыки Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки : Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная). Грустная, жалобная. Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки Методика проведения
Вот – ромашковый букет У меня - милее нет. Как нежны мои милашки – Желтоглазые ромашки. Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА – слайд №3
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО – слайд № 4
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПОСТУПЕННОГО ДВИЖЕНИЯ – слайд №5
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА – слайд №6
ИГРА НА ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ – слайд №7
ИГРА НА РАЗВИТИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ И РИТМА –слайд №8
ИГРА ДОБРЫЙ МАСТЕР – слайд №9 (ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Музыкально-дидактические игры и пособия развивают эмоциональный мир личности ребенка. Он начинает тоньше чувствовать музыкальные образы окружающего мира, прививается любовь к музыке. Они способствуют развитию не только музыкально-сенсорных, творческих способностей, но и общих музыкальных способностей, самостоятельности в музыкальной деятельности.