Валентина Подольская
Мастер-класс для родителей «Растём играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
младшего дошкольного возраста от 2- 3 лет
«Растём играя»
МАСТЕР - КЛАСС
Тема: «Растём играя».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
План:
№ Форма проведения/название ответственные
1. Интервьюирование Синявская Т. Б
Публикация «Мастер-класс для родителей „Растём играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
2. Игры с предметами заместителями. Синявская Т. Б
Подольская В. А
3. Сюжетно-ролевые игры. Подольская В. А
4. Дидактические игры. Подольская В. А.
5. Строительные игры. Синявская Т. Б
Материалы:
Деревянный конструктор,
Мягкая игрушка - мишка,
Волшебный мешочек,
Муляжи овощей,
Чайная посуда для игры в центре «Семья»
Кукла.
Предполагаемые результаты:
Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах развития детей посредством игровой деятельности младшего дошкольного возраста.
Ход:
1. Интервьюирование.
- Здравствуйте, уважаемые родители!
- Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра? (ответы родителей)
- Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка, играть вместе с ребёнком.
(ответы родителей)
- В какие игры вы играете дома с ребенком? (ответы родителей)
-Что надо учитывать, покупая игрушку?
-Надо ли делить игрушки по принципу для мальчиков, для девочек?
-Какую игрушку, по-вашему, можно считать хорошей? (Ответы родителей)
Игра - одно из важных средств познания окружающего мира.
Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
Игрушка должна быть безопасной, без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат и соответствовать возрасту; и должна вызвать интерес, прежде всего у ребёнка, а не у родителей.
Не следует покупать много игрушек, особенно одного вида (кукол, отличающихся по размеру, машинок, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие).
Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её, объяснить, как с ней нужно обращаться, и показать разные варианты игры.
Сейчас мы предлагаем вам вспомнить детство и поиграть.
2. Игры с предметами заместителями.
Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе, что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами, которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители?
- Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?
(Родителям показать предметы - заместители)
(шарик – пирожок, яичко, яблоко)
(кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик, картошка и т. д.)
(кирпичик – телефон, градусник)
(большой зеленый мяч – капуста)
По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным.
Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа».
Придерживает его на боку – «карманчик».
Повесит на руку – «сумочка».
Тянет колечко по столу – «машина» и др.
3. Сюжетно-ролевые игры.
- Назовите как можно больше игровых действий в игре – «Мишка заболел».
(ответы родителей (поставить градусник, потрогать, горячая ли голова, сделать укол; сервировать стол, приготовить угощения, заварить чай и т. д.)
Сейчас вы назвали много игровых действий, которые могут использовать дети в сюжетно – ролевой игре.
В нашей группе дети играют в сюжетно-ролевые игры на ковре, на котором находятся разные атрибуты для игр (кухня, напоим куклу чаем, уложим куклу спать).
Но это ещё не полностью развитая сюжетно-ролевая игра, дети только выполняют несложные игровые действия, а со временем, когда дети приобретут опыт, тогда они смогут развивать сюжет игры.
В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события из жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.
Игра «Семья», для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садиться за стол есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
Игра «Прививка», для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
Игра «Магазин». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.
4. Дидактические игры
На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает накапливать сенсорный опыт.
Осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение частей. Учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика.
Развивающие игры (дидактические) у нас находятся в определённом месте.
Все дети знают, что поиграв нужно игру положить на место.
«Яички в домике»
Цель:
• формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
• учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
5. Строительные игры.
Дети третьего года жизни охотно играют со строительным материалом, для этого необходимо показать детям, как надо строить. Важно чтобы эти первые постройки, опирались на предметы хорошо известные детям — забор, ворота, стол, стул, домик, мост.
Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.
Наиболее устойчивой формой строительного материала является куб. Но для того чтобы получились постройки, в дополнение к кубикам надо дать кирпичики, трехгранные призмы.
«Чудесные кирпичики»
Цель: познакомить со свойствами деталей строительного материала через сюжетное конструирование.
Материал: набор строительного материала - кирпичики и кубики.
Познакомьте ребё нка с кирпичиками: показывая и рассказывая, что можно построить из этого материала. Продемонстрируйте устойчивость кирпичиков от их расположения. Для этого поставьте их вертикально друг за другом и слегка подтолкните первый из них. Все кирпичики упадут друг на друга.
«Постройка домика для кошки, собачки»
Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры
Материал: кубики и кирпичики.
Ход игры
- Посмотрите, идет дождь, и наш щенок промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.
«Машинка»
Цель: познакомить с новой деталью – пластиной, научить строить по образцу машинку, формировать представление о машине, как транспортном средстве.
Материал: набор строительного материала, матрёшки.
Ход игры.
- Предложите ребёнку внимательно посмотреть на детали стройматериала. Спросите: «На что похожа пластина: на кубик или на кирпичик?»
Поместите рядом с пластиной кубик и кирпичик. Пусть ребёнок сравнит их между собой и подведёт итог. Расширяйте знакомство с окружающим миром.
По сюжету постройте вдоль дороги много домов, изображая улицу. Спросите ребё нка: «Что ездит по улице? Как Маша переходит дорогу?»
- Предложите построить машинку. Для этого на кирпичик кладётся кубик – кабинка машины.
Пусть ребёнок повторит ваши действия и построит самостоятельно машинки разных цветов.
- Усложните задачу. Предложите построить автобус.
Для этого на длинную пластину кладутся кубики через определённое расстояние друг от друга, оставляя место для окошек.
Верх накрывается другой пластиной, изображая крышу автобуса. Готово!
Посадите матрёшек в машину или автобус и поехали. Имитируете звуки движения транспорта.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Мы надеемся, что дома вечерами, в выходные дни вы, уважаемые родители, будете создавать условия и принимать участие в играх своих детей.
На память о нашей встрече, мы подготовили буклет «Развивающие игры для детей».
Спасибо за внимание, до скорых встреч!