Татьяна Швецова
Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с «Логическими блоками «Дьенеша» и использованию их, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также показать возможные варианты придумывания их с детьми.
Материал: 6 комплектов логических фигур, карточки с символами свойств, фишки, предметные карточки к каждой д/и, эскизы картин - листы большого цветного картона, 6 наборов блоков.
План проведения:
I. Теоретическая часть:
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Мастер-классы для родителей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
а) Знакомство с блоками Дьенеша;
б) Описание материала.
II. Практическая часть:
а) д/и «Найти ошибки»;
б) д/и «Выкладываем дорожки»;
в) Логические задачи и загадки для родителей и детей.
г) д/и «Художники для детей».
Заключительная часть.
Ход
Теоретическая часть.
Уважаемые родители!
Вот и прошли пять лет, в течение которых ваши дети ходили в детский сад, остается совсем немного времени и они пойдут в школу. Я, думаю, нет среди вас никого, кого - бы не волновал вопрос. Как дети будут учиться, как они подготовлены к школе?
Ведь дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Но сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это «Логические блоки Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш, отсюда и их название. Что же это такое?
Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой – квадратный, круглый, треугольный, прямоугольный;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером - большие, маленькие;
4. Толщиной - толстые, тонкие.
Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.
Работу с «блоками Дьенеша» мы начали еще в младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.
Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.
Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.
II. Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
Вы разделитесь на две команды, одна команда родителей со своими детьми у нас будет называться «Знатоки», а вторая «Умельцы».
1. Д/И «Найди ошибки».
Цель: Найти и исправить ошибки по двум признакам - цвет, форма.
Дети выступают в роли экспертов, наблюдают за работой родителей, оценивают правильность выполнения задания.
2. Д/И «Выкладываем дорожки».
Цель: Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умению действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Дети в это время выкладывают из блоков фигуры и предметы, по схемам.
3. Логические задачи и загадки для родителей и детей.
-Кто говорит молча? (Книга).
-В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий,
И на много-много лет оставляет черный след. (Ручка).
-На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток).
-На столе лежало 4 яблока,
Одно из них разрезали пополам.
Сколько яблок на столе. (Четыре).
-У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье. (Четыре).
-Сколько у мышей у шеи хвостов? (У шеи хвостов не бывает).
-Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра).
-В комнате зажгли три свечи.
Потом одну из них погасили.
Сколько свечей осталось? (Одна, две другие сгорели).
4. Детям предлагается д/и «Художники»
Родители наблюдают за работой своих детей.
Цель игры:
- развитие умения анализировать форму предметов;
- развитие умения сравнивать по их свойствам;
- развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, рассказывают, что изображено на картине.
IV. Заключение.
Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша».
И чтобы вы продолжали играть с детьми дома, мы хотим подарить вам блоки Дьенеша, которые дети сделали сами.
Большое спасибо, что вы нашли время прийти к нам, поиграть с детьми. Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и обучении их в школе.