Юлия Ермолаева
Программа развивающих математических игр для детей 4–7 лет «Давайте поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастающую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников к школе с помощью игр и игровых упражнений, проходящих вне принужденной обстановке. Благодаря небольшому количеству детей, разнообразию вариантов игр, обеспечивается индивидуальный подбор заданий каждому ребенку. В программе используется большое количество игр, позволяющих быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Игры и игровые упражнения проводятся в форме тренинга и направлены на развитие памяти, восприятия, внимания, мелкой моторики. Упражнения развивают мыслительные способности детей, речь, особенно речь-доказательство. Работа с дошкольниками не может строиться только на усвоении готовых знаний, очень важно формирование способности ребенка мыслить творчески. Анализ методических рекомендаций, которыми пользуются в дошкольных учреждениях показал, что они не всегда способствуют в полной мере развитию творческих способностей детей. Работа с детьми по программе «Давайте поиграем» проходит в форме игрового тренинга один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Публикация «Программа развивающих математических игр для детей 4–7 лет „Давайте поиграем“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель программы :
Развитие творчески мыслящего, инициативного, раскрепощенного дошкольника с высоким уровнем развития познавательных способностей, умеющего использовать полученные ранее знания. Целью программы стоит развитие ощущений, восприятия, мышления, воображения, умения мыслить самостоятельно, развитие сосредоточенности и наблюдательности.
Задачи программы :
1) тренинг психических процессов (память, внимание, творческое воображение, мышление, логика, координация мелкой моторики.
2)обучение детей методам и приемам, позволяющим самостоятельно получать информацию.
3)развитие творческих способностей, умение ясно излагать свою точку зрения.
4) развитие и укрепление потребностей детей к дальнейшему обучению.
5) воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, ослабление с снятие психологических «якорей».
6) формирование культуры общения, чувств, поведения.
Работа с детьми рассчитана на два года (проходит в два этапа).
Первый этап – первый год обучения (дети 4-5 лет).
Второй этап – второй год обучения (дети 5 -7 лет).
Первый этап первого года обучения (средняя группа, дети 4-5 лет).
Сентябрь, октябрь, ноябрь:
1) увеличение объема зрительной памяти, игры с видеорядом
2) игры на формирование произвольности внимания
3) игры на развитие ориентации
4) игры с «рамками и вкладышами Монтессори». Развивать умение узнавать и различать форму плоских фигур, их положение на плоскости, развитие мелкой моторики, создание начальных математических представлений
5) игры «сложи узор». развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственному мышлению, мелкой моторики, фантазии.
Декабрь, январь, февраль:
1) увеличение объема зрительной памяти, усложнение видеоряда
2) игры на развитие словесно-логической памяти, увеличение объема слуховой памяти
3) развитие мелкой моторики в стихотворной форме
4) игры на внимание, воображение, развитие ориентации
5) игры «сложи квадрат», «палочки Кьюзинейра»
6) развитие умения различать оттенки, развивать способность к анализу и синтезу, пространственному воображению, развитие начальных математических представлений
7) игра «уникуб», «блоки Дьеныша». Развивать способность к анализу, синтезу плоских изображений, объемных форм, развитие пространственного воображения, способности классификации по двум-трем признакам.
8) игра «кирпичики». Развитие пространственного воображения, способности к анализу и синтезу воображения
9) игра «волшебная дощечка». Развивать умение почувствовать пальцами форму геометрических фигур, изображения силуэта, ориентироваться на плоскости, работать по схеме и образцу.
Март, апрель, май:
1) игры с видеорядом на развитие слуховой памяти, мелкой моторики, воображения, навыков концентрации внимания
2) игра «кубики для всех». Научить мыслить пространственными образами, объемными фигурами, составлять различные комбинации фигур
3) игры «точечки», «квадрат Воскобовича». Развивать математическое мышление, обучать навыкам классификации, счета, нумерации
4) блоки Дьеныша, дроби. Развивать самостоятельное конструкторское мышление, навыки счета, способность к анализу и синтезу, пространственное воображение, логическое мышление
Второй год обучения – второй этап (дети 5-7 лет)
Сентябрь, октябрь, ноябрь:
Упражнять в развитии зрительной памяти, игры на развитие ориентации, слуховой памяти, аудиоряд, развивать творческое мышление.
Игры «палочки Кьюзинейра», «блоки Дьеныша», «волшебная дощечка». Развивать умение работать по схеме, воображение.
Декабрь, январь, февраль:
Знакомство с приемами запоминания цифр, информации, упражнение на переключение внимания, развитие зрительной и слуховой памяти, коллажи. Формирование навыка установления логических связей. Игры на развитие тактильной памяти, обанятельная память.
Игра «математический планшет», «уникуб», «кубики для всех», «волшебный круг», «сфинкс», «Пифагор». Развивать ориентировку, умение работать по схеме, воображение.
Март, апрель, май:
Мнемотаблицы, развитие ассоциативного мышления, познакомить с приемами работы, с цветовыми мнемотаблицами, приемами запоминания стихотворений, закрепление техники запоминания. Игры «листик», «квадрат Воскобовича», «сложи узор», «блоки Дьеныша».
Ожидаемый результат:
1) развитие интеллектуальных способностей
2) развитие познавательной активности
3) развитие речи-доказательства, культуры речи, общения
4) развитие произвольности, умение действовать в соответствии с принятыми намерениями
5) развитие мелкой моторики
6) развитие умения использовать полученные ранее знания, развитие инициативы.
Структура программы :
1) блок диагностический (тесты на диагностику восприятия – «чего не хватает», «узнай предмет», «сделай так», «белый лист», «круг, квадрат, треугольник», «найди и раскрась»; внимания:» найди и вычеркни», «фигурные таблицы»; памяти: тесты на зрительную память, слуховую, образную, смысловую (методика А. Н. Леонтьева, Д. Векслера); мышления: «придумай загадку», «узнай по описанию», «опиши предмет», «придумай предложение»)
2) блок развивающий (игровой тренинг)
3) блок контрольный (задания первого блока)