Василенко Галина Анатольевна
Мастер-класс для родителей по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда и родителей»
Мастер – класс на общем собрании
для родителей по проекту:
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда и родителей "
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.
Задачи проекта:
• рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях;
Публикация «Мастер-класс для родителей по теме: „Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда и родителей“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
• проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.
Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.
Предмет: здоровьесбережение воспитанников.
Гипотеза исследования: процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Участники проекта: учитель-логопед –Василенко Г. А., дети старшей логопедической группы №11, родители, педагоги группы: Соколова Ж. Ю., Кривенко Е. Е.
Ожидаемые результаты:
• правильное речевое дыхание у детей;
• сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
• положительная динамика в развитии всех сторон речи ребёнка;
• отсутствие напряжения и скованности у детей;
• улучшение соматического здоровья детей;
• использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
1. Изучение методической литературы по данной теме; опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Подготовка методической базы (картотек, конспектов занятий, игрового и дидактического оборудования).
3. Составление перспективного плана;
4. Вовлечение родителей для участия в реализации проекта.
2 этап – основной.
1. Применение разных видов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми.
2. Обогащение предметно – развивающей среды;
3. Подбор дидактического материала;
4. Проведение консультаций, мастер – классов для педагогов и родителей.
3 этап – заключительный.
1. Презентация проекта;
2. Итоговое совместное развлечение «Праздник чистой речи»;
3. Мониторинг всех речевых процессов;
4. Обобщение опыта работы с коллегами по данной теме.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в коррекционной работе.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Фонетическая ритмика
3. Дыхательная гимнастика
4. Пальчиковая гимнастика
5. Самомассаж
6. Пескотерапия
7. Су- джок терапия
8. Сказкотерапия
9. Зрительная гимнастика
10. Психогимнастика
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день. В начале учебного года перед зеркалом. С детьми с диагнозом стёртая форма дизартрии закрепления любого упражнения требует систематического повторения. Артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, а проводится в игровой занимательной форме в виде соревнований с использованием сказочных историй из жизни «язычка».
В коррекционной работе применяю «Сказочные истории Весёлого язычка», «Путешествие в зоопарк к животным жарких стран»:
Слон. (упражнение «Хоботок»)
«Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
Тигр. (упражнение «Кусаем язычок»)
«Завалившись на бочок,
Тигр кусает язычок»
Бегемот. (упражнение «Бегемот»)
«Вот зевает бегемот,
Широко раскрыв свой рот»
Фираф. (упражнение «Язычок тянем к верхней губе»)
«Жираф вытянул шею
Очень он гордиться ею.»
Обезьяны. (упражнение «Болтушка»)
«Дразнит с ветки обезьянка,
Вот такая хулиганка»
(со звуком; без звука)
Зебра. (упражнение «Лошадка»)
«Зебра – резвая лошадка,
Быстро скачет по площадке.»
- А кто рядышком –маленький зебрёнок
- Хорошо мы поиграли,
Всех зверей мы показали.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА: – это система двигательных упражнений, в которых различаются различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз)
На коррекционных занятиях пропеваем и одновременно показываем руками «образы звуков» и букв:
«Путешествие в зоопарк»
А - мы увидели слона. (руки в стороны)
У - в зоопарке кенгуру. (руки прямые вперёд)
О - в зоопарке хорошо. (руки овалом)
И - на мартышек посмотри. (руки через стороны вверх)
Ы - это серые слоны. (руки опустить вниз)
Фонетическая разминка «Волшебный цветок»
Открываем мы глаза
Вдох и плавно тянем – ААААА (руки в стороны)
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем – ОООО (руки овалом)
Вот проснулись цветы
И запели ….ЫЫЫЫЫ (руки опустить вниз)
Бабочки летали
И нектар собирали – ИИИИИИ. (руки через стороны вверх)
Дидактическая игра: «Звуковые дорожки»
Детям предлагается произнести определенный звук на выдохе, сопровождая его движением указательного пальца или игрушки в умеренном темпе по «звуковой дорожке».
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Цель: – развитие грудной клетки; развитие длительного и короткого вдоха и выдоха; развитие артикуляционной моторики;
Важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи в логопедической практике. Упражнения этого цикла способствуют выработке диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха. Также они развивают не только органы дыхания, обеспечивая газообмен и вентиляцию легких, но и способствуют работе сердечно-сосудистой деятельности, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью что и рука. Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание.
Пальчиковые игры и упражнения:
Цель: развитие речи;
-развитие тонких движений пальцев рук;
- регуляция равновесия между процессами возбуждения и торможения;
-формирование навыка переключения с одного вида движений на другое в разных темпах и ритмах;
профилактика графомоторных навыков.
СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу проводят в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты
ФИЗМИНУТКИ.
Развивают общую моторику; Направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ.
Улучшает функцию рецепторов проводящих путей; Усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами.
ЛОГОРИТМИКА:
Логоритмические упражнения:
- создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность;
- стимулируют двигательную функцию;
- развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- растормаживают речевые функции;
- развивают чувства ритма, темпа, времени;
- нормализуют просодическую сторону речи.
СКАЗКОТЕРАПИЯ.
Проигрывание проблемных ситуаций, драматизация, куклотерапия - применяем в коррекционной работе для постановки, автоматизации, дифференциации звука, для развития связной речи, выразительности речи, для обогащения и активизации словаря, развития памяти, внимания, творческого воображения.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ:
1. Консультации
«Сказки Весёлого язычка»;
«Дыхательная гимнастика для детей»;
Су –Джок терапия для детей»; «Сказкотерапия в развитии связной речи детей»….
2. Анкетирование
Анкета: «Здоровьсберегающие технологии в жизни ребёнка»
3. Картотеки игр и упражнений
«Сказки весёлого язычка», «Пальчиковые игры»; «Дыхательные игры и упражнения;
4. Мастер- клас с
«Гимнастика Весёлого язычка»;
«В гостях у тётушки Совы»
ВЫВОДЫ:
- У детей значительно улучшилось звукопроизношение;
- Правильно употребляют лексико – грамматические категории;
-Дети логопедической группы успешно овладели грамотной и связной речью;
- Появилась мотивация к занятиям;
- Создалось плодотворное и дружеское взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.