Светлана Пожидаева
Мастер–класс для родителей «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Доказано, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
Публикация «Мастер–класс для родителей „Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике, но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:
Во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
Во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
В-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».
Выход из данной ситуации оказался прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими руками. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями.
Поэтому я предложила родителям принять участие в мастер-классе, целью которого является автоматизация поставленных звуков через развитие мелкой моторики пальцев рук.
Мастер-класс адресован родителям (законным представителям) воспитанников старшего возраста, посещающих логопедическую группу.
Продолжительность – 45 мин.
Цель:
создать условия для практического взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи:
- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;
- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
-познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
- научить изготовлять звуковую дорожку, опираясь на схему.
Участники мастер-класса : учитель-логопед; родители (законные представители) воспитанников, посещающих речевую группу ДОУ.
Выставка пособий: д/игра «Собери бусы», д/игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», д/игра «Собери букет», д/игра «Магазин», д/игра «Волшебный мешочек» и т. д.
Оборудование: компьютер, доска, маркеры.
Раздаточный материал: алгоритм изготовления тренажера, салфетки для вытирания пыли, ножницы, иголка, нитки «ирис», пуговицы, картон.
Ход мастер-класса
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер– классе «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков».
В последнее время, вы, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома, автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.
Я решила вам предложить выход из данной проблемы. Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков. Вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию. Кроме этого я вас научу, как с помощью подручных средств можно изготовить звуковую дорожку для работы с ребенком дома.
Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?» Ответы родителей …
- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.
Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т. д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дидактические упражнения, которые помогут вам, дома, проводить занятия с вашими детьми.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.
Практическая часть. «Игровая».
- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.
- Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например, звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.
Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.
Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».
- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома - «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.
Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше?».
- Ещё одна игра, «Узелки» («Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р»). Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:
- называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.
Кроме таких игр на автоматизацию и развитие мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения:
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:
• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;
• вышивание, вязание;
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий.
Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
• нажимание кнопки пульверизатора;
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
•игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук).
Практическая часть «Изготовление звуковой дорожки».
Итак, уважаемые родители, вы познакомились с играми и упражнениями для автоматизации звуков с использованием различных средств. А теперь, я предлагаю вам сделать звуковую дорожку, которая позволит не только автоматизировать звук изолированно, в слогах и словах, но и станет отличным тренажером для развития тонких движений пальцев рук.
Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с этапами выполнения тренажера.
1. Начинаем нашу работу с подбора материалов и инструментов: салфетки для вытирания пыли, нитки («Ирис», «Мулине», иголка, ножницы, картон, модель выкройки, карандаш или ручка, пуговицы разной фактуры.
2. Следующий этап работы – нам необходимо сделать выкройку, для этого накладываем на салфетку модель для выкройки, в данном случае выкройку делаем по картонной основе для дорожки – полоски шириной 4-5 см., длинной – 30 см. Отмеряем на салфетке 2 ширины по 4 см и прибавляем 1 см. для шва. Затем вырезаем.
3. У нас получился отрез ткани шириной 9 см. и длинной 30 см. Складываем отрез пополам и помещаем в нее картонную основу. Теперь прошиваем изделие обметочным швом или швом «вперед иголка».
4. На следующем этапе необходимо пришить пуговицы, по всей длине дорожки.
5. Наш тренажер готов! Теперь, я покажу, как с ним можно работать.
Правила работы:
- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая пальчиком на пуговицы.
- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах,
нажимая пальчиком на пуговицы.
- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая всеми
пальчиками на пуговицы, имитируя игру на пианино.
- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах,
нажимая попеременно пальчиками левой и правой руки на пуговицы.
Тренажер позволит в игровой форме автоматизировать трудный звук.
Планируемый результат: практическое использование представленных методов и приемов, игр в коррекционной деятельности педагогов и родителей.
Рефлексия: подведение итогов мастер-класса, обмен мнениями.
Список использованной литературы:
Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
Нищева Н. В. «Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков», Издательство: Детство-пресс, 2008.
Нищева Н. В. Тетради-тренажеры для автоматизации произношения и дифференциации звуков ФГОС ДО, Детство-пресс, 2016.
Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звук Л. ИД «Нева», СПб:, 2003.