Марина Погонышева
Самообразование «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования :
«Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности».
Воспитатель:
Погонышева Марина Владимировна
Омск 2019 г
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность (лепка, нетрадиционные техники изобразительной деятельности). Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчё тности:
· Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
· Родительское собрание на тему : «Как развить моторику рук и пальцев у детей в возрасте 3-4 лет через продуктивную деятельность, и зачем это нужно?»
· Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных консультаций.
Методы и приемы работы :
· Массаж кистей рук
· пальчиковая гимнастика, физкультминутки
· пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
· игры с мелкими предметами
· Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные методы рисования и лепки на основе кружковой деятельности «Волшебные ладошки»
Актуальность
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия Время проведения
Работа с
родителями
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Ноябрь
Памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»;
В течение года
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
Март
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей младшего возраста» Декабрь
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» Родительское собрание на тему : «Как развить моторику рук и пальцев у детей в возрасте 6-7 лет через продуктивную деятельность, и зачем это нужно?»
Работа с
родителями
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Январь
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Март
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». Май
Работа с детьми Использование игр · "Спрячь в ладошке",
"Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы,
· "Забавные шнурки", · "Пальчиковый театр", В теч. года
Работа кружка «Волшебные ладошки» с использованием нетрадиционных методов рисования и лепки»
В теч. года
Литература:
§ Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
§ Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
§ Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
· - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
· - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
· - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
· - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.