Москалева Яна Сергеевна
Консультация для родителей «Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
«Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста».
Подготовила:Учитель-логопед Я. С. Москалева
ГКУ КК СО "Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Цель – познакомить родителей с разнообразными игровыми приемами автоматизации звуков на материале звуков, слогов, слов, предложений; повысить педагогическую компитентность родителей в коррекционном процессе.
Публикация «Консультация для родителей „Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.
Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Замените их на «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
Это позволит решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Поэтому на этапе автоматизации звуков можно использовать различные игры:
«Су-джок»
Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное
колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал. Например, автоматизация звука [ш].
На правой руке:
Этот малыш — Илюша, (на большой палец);
этот малыш — Ванюша, (указательный);
этот малыш — Алёша, (средний);
этот малыш — Антоша, (безымянный);
а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).
На левой руке:
эта малышка — Танюша;
эта малышка — Ксюша;
эта малышка — Маша;
эта малышка — Даша;
а меньшую зовут Наташа.
«Кубик».
Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Лесенка».
Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово.
«Часы»
Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Повтори столько раз, сколько…», взрослый хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.
«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
«Кнопочки».
Проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные, на листе бумаги кнопки, сколько нарисовано кнопок, столько раз нужно повторить.
«Добавь слог».
Ребенок стоит, взрослый бросая мяч, называет начало слова, а ребенок заканчивает нужным слогом: ли – са, колба – са, ко – сы, но – сы.
«Ладошки».
При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Шарик».
Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.
«Большой, маленький».
Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.
«Песок».
В настоящее время значительно возрос интерес логопедов при работе над автоматизацией звуков у детей с использованием песка.
Перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу способствует повышению мотивационного интереса к занятиям. Выкладывая дорожку на песке из ракушек и камешек, ребёнок
с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.
Выступая в роли археолога и делая «раскопки» в песке
(находит картинки и предметы, закрепляет правильное произношение звука в словах.
Строительство в песочнице замков, дворцов, заселение их
различными сказочными героями, животными, способствует автоматизации звуков в предложениях и связной речи.
«Улитка».
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.
«Лабиринт».
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
«Поезд».
К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.
«Сухой бассейн».
Коробка с крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.
«Назвать слова по сюжетной картинке».
Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.
«Рыбалка».
Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.
«Зима и весна».
Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Взрослый просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
К нам зима приш (ла,
Снег и вьюгу принес (ла,
Все, что А (лла, разброса (ла,
Вьюга снегом занес (ла!
Весна приш (ла,
А (лла, сразу все наш (ла,
На лужайку вышла А (лла,
Видит там лежит ю. (ла).
«Солнышко».
Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.
Перед ребенком лежит солнышко и картинки с автоматизированным звуком. Ребенок украшает солнышко картинкой, называя ее. Затем закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок определяет, какой картинки не стало, и определяет позицию звука в слове.
По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоим куклу чаем».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов (как на специально-организованных занятиях, так и в домашних условиях) позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников.