Получи документы

Мастер-класс для родителей «Как обучать детей звуковому анализу»

Светлана Пожидаева
Мастер-класс для родителей «Как обучать детей звуковому анализу»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я собрала Вас для того, чтобы провести мастер-класс по подготовке детей к обучению грамоте.

У детей с нарушениями речи к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Как обучать детей звуковому анализу“» размещена в разделах

Исходя из моей педагогической практики, не только дети, но и взрослые испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Недостаток знаний, а также, не владея методикой преподавания, родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Чтобы решить эту проблему, я предлагаю Вам основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание, при работе над звуковым анализом.

Цель мастер- класса :

• создать условия для овладения родителями навыками звукового анализа

Задачи мастер-класса :

- развивать слуховое и фонематическое восприятие, речевой слух;

- обучать умению определять место звука в слове;

- обучать умению подбирать слова к заданным звукам;

- обучать навыку звукового анализа;

- закрепить знания о звуках речи, их характеристика;

- обучать составлению графических моделей слогов, слов и изготовлению схем для определения места звука в слове.

Звуковой анализ – это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности. Он базируется на устойчивом фонематическом восприятии. Специфика звукового анализа :

• определение порядка звуков в слове

• выделение отдельных звуков

• различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, согласный твёрдый – мягкий).

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

В старшей группе мы с ребятами знакомятся с характеристикой звуков и учимся делать звуковой анализ слога и слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, что такое звуки, что такое буквы, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним: звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим, пишем и читаем.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их сейчас: А, О, У, Ы, И, Э, Ю, Я, Е, Ё. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом (изготовление фишек – гласные звуки). Буквы Е, Ё, Ю, Я- обозначают 2 звука : в начале слова (ёжик, яма) после гласного (заяц, приют) после букв Ь Ъ (вьюга, въезд) Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком : Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим (изготовление фишек – согласные звуки)

Чтобы ребёнку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Развиваем звуковой анализ, играя!

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, Вы можете поиграть с ребёнком в такие игры (проиграли с родителями).

«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

«Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

«Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место, какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Ребус»

Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив их вместе, малыш получает новое слово. Проиграли с родителями (составить слова по первым звукам слов

И вот первый этап обучения пройден : ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «кот» три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован Кот, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под картинкой – схема слова: ребенок уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». – «А сколько звуков в слове«Тоже три». – «Давай будем эти звуки искать. Произнеси мне слово «кот» так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет – научился на первом этапе обучения. «К-кот», – старательно произносит малыш. – «Какой первый звук«К». – «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?» – «К». - «Каким цветом обозначишь на схеме?» - «Синим».

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «кот». Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово "кот" так, чтобы услышать в нем второй звук, первый "к" – мы уже знаем». Помогите ребенку, скажите вместе с ним «ко-о-от». Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «Ко-о-от». «Какой же второй звук в этом слове«О!»«Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой «Каким цветом обозначишь этот звук»

«Красным». – «Почему?» - «Это гласный звук, мы его тянем и поем!»

«Видишь, – продолжаете Вы, – мы уже знаем два звука в слове "кот". Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово "кот" так, чтобы я услышала в нем последний звук». И снова Вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Кот-т-т». «Какой последний звук в слове "кот-т-т"?»«Т-т», – отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку синего цвета, предварительно объяснив свой выбор. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, – говорите Вы, – я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук «к» (работа проводится со всеми звуками).

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом : вь-вь-вьесна – первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове -Э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна – Е.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте звуковой анализ слов (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слов).

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р, а, к – рак, с, т, о, л – стол и др.).

Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

Рефлексия

Публикации по теме:

«Научитесь слышать» (учим звуковому анализу). Обучающее пособие-лэпбук по развитию речи«Научитесь слышать» (учим звуковому анализу). Обучающее пособие-лэпбук по развитию речи Цель лэпбука: Обучение детей дошкольного возраста звуковому анализу и синтезу. Взаимодействие с родителями по данной теме. Задачи. 1. Знакомство.

Консультация для родителей «А стоит ли обучать ребенка английскому языку так рано?»Консультация для родителей «А стоит ли обучать ребенка английскому языку так рано?» Консультация для родителей «А стоит ли обучать ребенка английскому языку так рано?» Воспитатель МБДОУ детского сада № 37 г. Ельца.

Консультация для родителей «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам?» Консультация для родителей «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам?» Воспитатель: Лебедева Е. А. Это следует делать постепенно:.

Консультация для родителей «Как обучать детей 3–4 лет математике? Математические игры» Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов дошкольников» Цель:повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Мастер-класс для родителей «Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома» Мастер класс для родителей "Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома" Цель: показать семьям детей важность участия.

Мастер–класс для родителей «Мнемотехника как способ быстрого и увлекательного при заучивания стихотворений с детьми» «Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс «Как научить детей составлять синквейны» (для родителей) Слайд 2 (что такое синквейн) В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена.

Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка. Елка как символ Нового года»Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка. Елка как символ Нового года» Мастер-класс на тему: «Новогодняя игрушка. Елка как символ нового года!» Актуальность: Новый год –самый любимый, чудесный, семейный праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Как обучать детей звуковому анализу»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 15:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Как обучать детей звуковому анализу»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пожидаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД