Татьяна Якунина
Мастер-класс для родителей «Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома"
Цель: показать семьям детей важность участия семьи в логопедической работе, а так же привлечь внимание родителей к формированию единого понимания цели и задач, развитие эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Форма работы: групповая
Задачи:
1. Показать родителям этапы логопедической работы в детском саду и дома;
2. Доказать родителям эффективность в развитии артикуляционной моторики ;
3. Сформировать представления о правильном выполнении артикуляционных упражнений ;
4. Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
5. Обучать игровым приёмам развития подвижности органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
6. Расширять степень заинтересованности родителей в осуществление индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Материалы и оборудования:
• Зеркала по количеству участников,
• памятка «Как организовать логопедические занятия дома»,
• буклеты «Артикуляционная гимнастика»,
• «Пальчиковая гимнастика»,
• «Дыхательные упражнения».
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, дорогие и уважаемые родители!
Уверена, что мастер-класс пройдет на «ура», если Вы будете активны и веселы.
-Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажитесь мне? (нет или да)
-Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю …
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажитесь мне? (нет)
Последние спрошу у вас я :
Активными все будете (нет или да)
Очень надеюсь, что Вы осознали, что вашим детям нужна помощь специалистов. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа – это Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения … Взрослые должны приложить не мало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Этот мастер класс призван помочь вам в этом.
Мы проведём его в нетрадиционной форме, следуя правилу Конфуция : «Скажи мне, и я забуду. Вовлеки меня, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму», переведённому современными учё ными и выраженному на сухом языке цифр : услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное запоминается на 25%, записанное на 40 %, проделанное на 70% .
С отличным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Как организовать логопедические занятия дома». Что бы родители стали хорошими учителями, вы должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа:
подготовительные упражнения ;
постановка звука ;
закрепление звука в слогах, словах и в введение его в речь.
Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, не правильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
Различные упражнения способствуют :
-выработке целенаправленной воздушной струи ;
-расслаблению мышц языка ;
-умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении ;
-укреплению мышц языка ;
-подъёму мышц языка вверх ;
-вырабатыванию подъёма спинки языка вверх и т. д.
Рекомендации :
1 .Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения два раза в день утром и вечером, по 3-5 мин. Не следует предлагать детям более 3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется 5-7раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15сек. (удержание артикуляционной позы в одном положении)
4. А. Г. выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а так же своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнений упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, так же ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9*12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
6. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счёт, с хлопками, под музыку.
7. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
8. При проведении упражнений не всегда у ребёнка может всё получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребёнка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
Практическая часть. (Родителям раздаются зеркала)
СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫКЕ
(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее («Заборчик»).
Вторая дверь – зубы. Откроем и ее («Окошко»).
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа («Лопаточка»)
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся («Улыбка», взял трубу и заиграл «Ту-ту, я проснулся! («Дудочка»).
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя» («Помесим тесто») и блины печет («Блинчик»). Взял Язычок чашечку с чаем («Чашечка», варенье, бублики («Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье («Вкусное варенье»). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус («Фокус»).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься («Качели»). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке («Лошадка»).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы (сомкнуть губы).
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто вы жалуетесь, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Дыхательные упражнения и игры
Сейчас расскажу про важность дыхательной гимнастики и проведем несколько игр.
Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Пляшущий, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
По волнам, по морям!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
Уточка с утятами
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
Торнадо
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
Возьми трубочку и подуй в стакан с водой. Если дуть слабо - получаются маленькие волны. А если подуть сильно, то получается торнадо! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
-Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных приемов для развития артикуляционного аппарата.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук,тук,тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер – класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер – классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остается только поблагодарить зал за внимание.
До новых встреч, друзья!