Галина Дидовна Максимова
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать
Мастер-класс для родителей
"Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
с детьми дошкольного возраста".
Подготовила: воспитатель высшей категории Максимова Галина Дидовна
Цель:
1. Повышение педагогической культуры родителей;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Родительские собрания в детском саду
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2024
2. Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
3. Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Задача: Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений.
Оборудование: Презентация, созданная в программе MS Power Point; компьютер; интерактивная доска.
Участники: родители и воспитатель.
Теоритическая часть:1
-Здравствуйте, уважаемые родители! Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, я обучу вас некоторым несложным приемам, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, скороговорки и любые другие тексты И вот на помощь нам прийдёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?
2. Мнемотехника-специально разработанные приемы и способы запоминания. Суть этого способа состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения (мнемотаблица). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
— От чего зависит быстрота заучивания стихотворения? (Зависит от памяти)
3. Затруднение в игровой ситуации
— Быстрота запоминания зависит от того, какая у человека память. Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.
Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, снегопад, птица.
— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала.
(Ответы родителей)
— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.
Педагог ещё раз называет все слова.
— Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы родителей)
— Все смогли запомнить? (Нет, не все)
— У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку)
— Не переживайте, давайте разбираться.
4. Открытие нового знания.
— Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (ответы родителей)
Воспитатель
—. Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом,» зашифруем» его.
На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова. — (Можно рисовать одним цветом) (Нарисовать не весь предмет, а его часть)
— На что похожа радуга? (ответы родителей)
— Какой символ мы выберем для изображения радуги? .
— Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке.
Какое слово мы зашифровали? (слово «радуга») родитель рисует.
— Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (ответы родителей)
— Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.)
— Какой символ выберем? Дети выбирают символ, один ребенок рисует его.
— Следующее слово «гроза». Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.)
— Слово «ветер». Подумайте и представьте, как его можно обозначить. (Ответы родителей)
— Какие интересные вы назвали варианты, я тоже хочу предложить свой. Можно нарисовать голое дерево, которое сильно наклонилось. Вариантов достаточно, выбирайте.
Родители предлагают, один родитель зарисовывает символ.
— Следующее слово «снегопад». Что оно обозначает? (Ответы детей)
— Придумайте, как мы обозначим слово «снегопад»? (Нарисуем, что снежинка падает.)
— Давайте попробуем. Родитель зарисовывает.
— Последнее слово у нас «птица». Вспомните, как вы изображаете стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки.)
— Заполняем последнее окошко.
— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.
Родители называют слова.
— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)
— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.
Вы хорошо поработали, и я вижу, что вы устали. В нашей школе тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть. Первое упражнение «Пианино». Разложите перед собой клавиатуру. Мы сейчас «поиграем» на пианино. Скороговорку я буду проговаривать, а вы будете «играть» на «пианино»- пальцы двигаются как у пианиста вправо, потом влево – в ритм тексту
-Астра, азбука, айва начинаются на «А»
И кончаются на «А» астра, азбука, айва.
(Это упражнение надо повторить 3 раза).
-Следующее упражнение «Пальчики, цветочки
Отложите клавиатуру. Поверните ладони к себе. На следующую скороговорку мы будем большими пальцами рук касаться каждого из пальцев в ритм тексту.
Про зубра и зебру учил я урок,
Зубря позабыл о зазубрине в зубе.
О зебре зазубрен урок назубок, но зуб заболел
И забыл я о зубре.
Для усложнения можно предложить ребенку вот такое пособие с цветочками. Попробуйте теперь, проговаривая скороговорку, подушечками пальцев рук синхронно касаться цветочков.
(повторяем упражнение тоже 3 раза)
- Следующее упражнение называется «Сыпем соль, рис и т. д.»
Дети не могут как взрослые щелкать пальцами (показ, поэтому, чтобы было интересно можно использовать вот такое нехитрое пособие – ванночку с рисом, можно изобразить это и без материалов – три пальца правой руки сжимаете вместе и как будто трете подушечки пальчиков.
-Давайте попробуем - сначала с крупой.
Часовщик чинил часы, прищемил себе усы,
Пустит в ход колесики и прощай волосики.
Повтор второго раза - трем пальчики и говорим.
Третий раз, как «большие», со щелчком.
Можно в этих трех упражнениях использовать один текст, тогда вы его проговариваете практически 9 раз, ребенок запоминает, играя пальчиками. Движение пальцев плюс работа мозга. Кант говорил: «Рука – это выведенный наружу головной мозг». Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем речевые и мыслительные центры головного мозга. Что благотворно сказывается на развитии памяти. Ребенок легче запоминает даже большие и сложные по содержанию стихотворения.
5. Включение нового знания в систему знаний.
— Родители, сегодня вы сами попробуете составить мнемотаблицу по стихотворению(— Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению. Они ему помогут быстро выучить стихотворение.
— Внимательно послушайте стихотворение В. Жуковский
Жаворонок, которое входит в круг детского чтения
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
я здесь пою приход весны!»
— Слушайте задание. Сейчас я буду читать стихотворение по словам, а вы каждое слово будете обозначать символом. (практическая часть)
— Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы.
Родители рассказывают стихотворение, глядя на символы.
— У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)
— Что вам помогло.
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно! Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка
Игры и упражнения на развитие памяти.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить.
И закончить мне бы хотелось Притчей о сове.
Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.
— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик.
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.
А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?
Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью.
Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.
Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.
— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.
Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.
Рефлексия:
Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося семинара. Ели вы воспользуетесь полученной информацией на семинаре похлопаем, а если информация вам не пригодится потопайте.
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара и желаем успехов в воспитании детей. Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго, и к вам за советом всегда шли люди.