Наталья Терентьева
Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2018
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Ход мастер- класса :
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.
Благодаря разучиваемым стихотворениям речь ребёнка к концу дошкольного возраста становится более содержательной, достаточно точной и выразительной.
С разучиванием стихотворений связаны многие направления в работе с дошкольниками (познавательная деятельность, музыкальное воспитание, театрализованная деятельность и др.).
В своей работе с детьми я широко использую мнемотехнику для развития речи детей. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений, так как рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно тексту, позволяют облегчить процесс запоминания речевого материала. Что в свою очередь позволяет развить память, логическое мышление, внимание и воображение, так как ребенку необходимо не только запомнить текст, но и связать определенное слово или словосочетание с изображением.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Для того чтобы у ребёнка вызвать интерес к разучиванию стихотворения, нужно определить, какие стихи предложить ребёнку для заучивания.
Стоит придерживаться таких критерий:
1. Стихотворение должно быть небольшого объёма.
2. Приятное для ребёнка (нравится).
3. Стихотворение с динамикой событий, сменой героев; частым повтором одних и тех же фраз.
Заинтересованность ребёнка стихотворением можно поддерживать, если запоминание текста проводить в игровой форме.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
5. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Закрепление стихотворений происходит: по схемам стихотворений, раскрашиванию схемы, рисованию элементов в схемах, заполнению пустых окошек в таблице (схеме).
Ребёнок в процессе разучивания стихотворения по картинкам активен, преодолевает робость, застенчивость, развивает фантазию и творческое воображение.
Мнемотаблицы использую для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Примером могут служить вот эти стихотворения
1. Непослушный дождь.
Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит,
Побелеешь – снегом станешь –
До апреля не растаешь
2. Осень в парке
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
3. Листопад
Листопад, Листопад!
Птицы жёлтые летят…
Может, и не птицы это
Собрались в далёкий путь?
Может, это Просто лето
Улетает отдохнуть?
Отдохнёт, Сил наберётся
И обратно к нам Вернётся.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик»
(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Любишь кататься люби и саночки возить
Яблоко от яблони не далеко падает
Кто не работает тот не ест
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы
Семеро одного не ждут
Готовь сани летом, а телегу зимой
Глаза боятся, руки делают
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
А сейчас мы приступим к следующему заданию, делимся на 3 группы:
Задание для 1 группы
Задание нарисовать графически схему к стихотворению
Много игрушек в нашем саду
Наши игрушки стоят на виду
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
Куклы нарядные в платьях сидят,
И барабаны и балалайки,
Куклы на мишек и зайцев глядят
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем
Их у друзей не отнимаем
Задание для 2 группы:
составить рассказ по мнемотаблице
Задание для 3 группы: нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»
- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много - … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)
- есть слово – название дерева - … (лиственница)
Демонстрация выполненного материала
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и систематизировать материал.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке. Спасибо за внимание!
Используемая литература :
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы
2. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
3. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М. : «Просвещение», 1985.
5. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М. : «Рипол Классик», 2000.
6. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М. : ТЦ «Сфера», 2003.
9. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.