Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Наталья Терентьева
Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Ход мастер- класса :

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.

Благодаря разучиваемым стихотворениям речь ребёнка к концу дошкольного возраста становится более содержательной, достаточно точной и выразительной.

С разучиванием стихотворений связаны многие направления в работе с дошкольниками (познавательная деятельность, музыкальное воспитание, театрализованная деятельность и др.).

В своей работе с детьми я широко использую мнемотехнику для развития речи детей. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений, так как рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно тексту, позволяют облегчить процесс запоминания речевого материала. Что в свою очередь позволяет развить память, логическое мышление, внимание и воображение, так как ребенку необходимо не только запомнить текст, но и связать определенное слово или словосочетание с изображением.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Для того чтобы у ребёнка вызвать интерес к разучиванию стихотворения, нужно определить, какие стихи предложить ребёнку для заучивания.

Стоит придерживаться таких критерий:

1. Стихотворение должно быть небольшого объёма.

2. Приятное для ребёнка (нравится).

3. Стихотворение с динамикой событий, сменой героев; частым повтором одних и тех же фраз.

Заинтересованность ребёнка стихотворением можно поддерживать, если запоминание текста проводить в игровой форме.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

5. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Закрепление стихотворений происходит: по схемам стихотворений, раскрашиванию схемы, рисованию элементов в схемах, заполнению пустых окошек в таблице (схеме).

Ребёнок в процессе разучивания стихотворения по картинкам активен, преодолевает робость, застенчивость, развивает фантазию и творческое воображение.

Мнемотаблицы использую для :

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Примером могут служить вот эти стихотворения

1. Непослушный дождь.

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит,

Побелеешь – снегом станешь –

До апреля не растаешь

2. Осень в парке

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

3. Листопад

Листопад, Листопад!

Птицы жёлтые летят…

Может, и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может, это Просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт, Сил наберётся

И обратно к нам Вернётся.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик»

(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Любишь кататься люби и саночки возить

Яблоко от яблони не далеко падает

Кто не работает тот не ест

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы

Семеро одного не ждут

Готовь сани летом, а телегу зимой

Глаза боятся, руки делают

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.

А сейчас мы приступим к следующему заданию, делимся на 3 группы:

Задание для 1 группы

Задание нарисовать графически схему к стихотворению

Много игрушек в нашем саду

Наши игрушки стоят на виду

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

Куклы нарядные в платьях сидят,

И барабаны и балалайки,

Куклы на мишек и зайцев глядят

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем

Их у друзей не отнимаем

Задание для 2 группы:

составить рассказ по мнемотаблице

Задание для 3 группы: нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

Мнемотехника

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и систематизировать материал.

Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке. Спасибо за внимание!

Используемая литература :

1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы

2. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

3. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.

4. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М. : «Просвещение», 1985.

5. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М. : «Рипол Классик», 2000.

6. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.

7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М. : ТЦ «Сфера», 2003.

9. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Консультация для воспитателей на тему «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Что такое мнемотехника? Слова.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста". Цель: 1. повышение.

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста» Цель: показать возможности использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста. Вводная часть Добрый.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование приемов социо-игровой технологии в формировании самооценки у детей дошкольного возраста» Разберём само название - социо-игровая технология: социо – малый социум (подгруппы) и игровая – добровольная. Таким образом, социо-игровая.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 15:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Терентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД