Колесник Евгения Валентиновна
Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»
Цель: предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»
Ход:
Уважаемые родители!
Публикация «Мастер–класс для родителей „Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Пополнение словарного запаса пространственными предлогами и наречиями положительно влияет на формирование грамматического строя устной речи ребенка, а в период школьного обучения помогает осваивать правила правописания предлогов и наречий.
- Назовите, пожалуйста, пространственные предлоги, которые определяют пространственные отношения между предметами? (в, на – под, за – перед)
- Назовите, пожалуйста, пространственные наречия, которые определяют пространственные отношения между предметами? (между, внизу – вверху, впереди – сзади, слева – справа, около, возле, рядом, внутри – снаружи)
Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно «пространственное» содержание нередко скрыто от ребенка.
Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми.
Работа по формированию представлений о пространственных отношениях между предметами включает в себя проведение специальных дидактических игр, упражнений, чтобы привлечь внимание детей к пространственному расположению предметов, накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды и в реальной обстановке.
Очень важно при этом самим взрослым употреблять предлоги в правильной синтаксической форме. Так, смысловое содержание предлогов (у, около, возле, указывающих на пространственную близость в расположении предметов, усваивается легко, если в инструкции к заданию за предлогом следует существительное в родительном падеже, например: «Встань возле стула». Употребление этих же предлогов в иной синтаксической форме ( например: «Вот стул. Встань около») тормозит действие детей, а иногда ведет к полной утрате сложившегося понимания смысла пространственного термина.
Пожалуйста, запомните:
- Чтобы ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений нужно учить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления : «впереди – сзади», «над – под», «перед – за», «вверху – внизу». - Важно не только знакомить детей с различными пространственными обозначениями, но и способствовать активному употреблению в их речи пространственных терминов. Так как для детей дошкольного возраста характерна замена точных пространственных обозначений другими формами речевых характеристик различных пространственных ситуаций.
Занятия с ребенком нужно строить так:
- сначала взрослый показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения и обозначает их точными словами;
- затем взрослый меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а ребенок каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.
- затем ребенок, выполняя указания взрослого, сам создает соответствующие ситуации, а также ищет их в окружающей обстановке (рассказывает, например, какие предметы в комнате и где они расположены).
Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствуют :
- Дидактические игры :
Игра «Где что находится?» («Где что (кто) стоит?»)
1)Вы расставляет на столе предметы, сопровождая каждое действие словами: «Стоит дом, рядом с домом растет елка, около елки растет береза, на березе сидит птичка. Перед домом сидит собака, за домом стоит машина, в доме сидит дедушка, за елкой сидит кошка». Затем вы спрашиваете ребенка «где что находится?». Ребенок отвечает, употребляя пространственные предлоги и наречия.
2) Затем вы продолжаете рассказывать и сопровождать свои слова действиями: «Вышла кошка из-за дерева, увидела ее собака, залаяла и погналась за кошкой. Кошка испугалась и полезла на дерево. Птичка испугалась, улетела и села на крышу дома. Кошка на дереве, наверху, а собака внизу, под деревом».
Затем вы спрашиваете детей «где что находится?». Дети отвечают, употребляя пространственные предлоги и наречия.
Можно предложить детям повторить историю, сопровождая слова действием.
Игра «Прятки»
Вы предлагаете ребенку спрятаться в разных местах. Затем ищете его и, найдя ребенка, спрашиваете: «Где ты спрятался?».
Этот вопрос ставит ребенка перед необходимостью ответить: «под столом», «за дверью», «за верандой» и т. д. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, вы должны дать точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить.
Игра «Куда спряталась игрушка?»
Вы говорите ребенку: «Закрой глазки, а игрушка в это время от тебя спрячется». Вы ставите ее под стол, на шкаф…Ребенок, открыв глаза, ищет игрушку. Найдя ее, ребенок говорит, где она находится, используя слова: наверху, внизу, под столом, на кресле, около дивана, под машинкой, слева от телевизора и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Вы ставите на стол несколько игрушек (не более трех). И предлагаете ребенку внимательно посмотреть, что и как стоит на столе. Потом предлагаете ребенку закрыть глаза. В это время вы изменяете расположение игрушек. Ребенок, открыв глаза, должен определить и сказать, что изменилось, используя в речи пространственные предлоги и наречия.
Игра «Скажи, куда я положила предмет»
Вы предлагаете ребенку закрыть глаза. И кладете игрушку предмет на стол, под стол, за кресло…По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать предмет. Найдя ее, он объясняет, где она находится, используя в речи пространственные предлоги и наречия.
Игра «Скажи, где сидит птичка»
Вы расставляете предметы, например, домик, березу, елку, птичку. И предлагаете ребенку закрыть глаза и помещаете воробья на елку. Открыв глаза, ребенок отмечает, где он сидит, употребляя пространственные предлоги и наречия.
Игра «Поручения»
Вы предлагаете ребенку располагать предметы или самому встать (сесть) так, как вы скажете. Например:
- Положи мячик в коробку, а карандаш перед коробкой.
- Положи куклу под стол, а книжку на стол.
- Сядь перед диваном
- Встань между стулом и окном и т. д.
- упражнения-инсценировки настольного театра :
Вы предлагаете ребенку расставить или спрятать за предметами персонажи театра. Затем ребенок должен описывать, где находится каждый из них.
- Дидактические игры с картинками :
Игра «Найди такую же картинку» (показ)
Материал для нее – это картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамейка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Вы даете ребенку 1 – 3 картинки. Остальные оставляете у себя. Затем вы берете одну из своих картинок и показываете ее ребенку, спрашивая: «У тебя такая же?». Если картинки совпали, то ребенок поднимает картинку вверх и объясняет почему, описывая ее.
Игра «Отгадай загадку» (показ)
Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И говорите, что вы загадали предмет, нарисованный на этой картинке. И предлагаете ребенку его отгадать, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия.
Игра «Загадай загадку»
Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И
предлагаете ему загадать предмет, нарисованный на этой картинке, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия. Ребенок загадывает, а вы отгадываете.
По мере усвоения, задания в играх усложняют:
- увеличивают количество предметов,
- изменяют расположение предметов
- расширяют площадь ориентировки
- повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.
- Словесные игры :
Игра «Наоборот»
Вы произносите слово (пространственное наречие) и, бросаете ребенку мяч. Ребенок должен сказать противоположное по смыслу слово. (Вперед - назад, вверху - внизу, далеко - близко, над - под, справа - слева, внутри - снаружи и т. д.)
Игра «Дополни предложение»
Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например,
- Сережа подбросил мяч (вверх,
- Наша группа находится (наверху, а кухня (внизу,
- Лена живет далеко от детского сада, а Дима (близко).
- Девочка разделась, положила свою одежду на стульчик, а туфельки (под стульчик)
Эти задачи развивают пространственное воображение детей. В случае, если они трудны детям, надо их наглядно представить, используя для этого детские игрушки.
- Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствует рассматривание с ребенком картинок, иллюстраций в книге.
При этом необходимо учить его осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу парами, напротив друг друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как ты догадался? Да, мальчик смотрит наверх».
Например, рассматривая иллюстрацию к сказке «Теремок» : домик – теремок, где из разных окошек выглядывают персонажи сказки, вы задаете вопросы :
- в каком окошке мышка (верхнем или нижнем?
- где находится лягушка (около зайчика и лисы, рядом с зайчиком и лисой, между зайцем и лисой?
- кто находится между мышкой и зайцем?
- где находится медведь (справа от волка?
- кто находится под окошком лягушки?
- что находится над теремком?
- что находится около (рядом) с теремком?
- что находится слева (справа) от теремка?
Запомните, пожалуйста, важно постоянно побуждать ребенка употреблять слова, отражающие пространственные отношения - в процессе рисования, конструирования, при передвижении в помещении и на улице. В результате, представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.
Для вас я приготовила некоторые дидактические настольно-печатные игры на формирование понимания пространственных отношений между предметами, которыми вы можете воспользоваться дома, занимаясь с ребенком.
Итог: Наша встреча подошла к концу. Если она была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.
Спасибо за внимание!