Анастасия Марьина
Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Осенние листочки»
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Материал: фонограмма «Тема из вариации» К. Вебер.
Ход игры. Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании музыкального отрезка в медленном темпе.
Игра «Курочка и цыплятки»
Публикация «Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания» размещена в разделах
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Материалы: фонограмма «Русская народная мелодия», обработка Г. Фрида.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Прослушивания музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – курочка клюет зернышки; при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе.
Игра «Карусели»
Цель: формирование у детей умения соотносить темп речи и движений.
Материалы: длинный шнур.
Ход игры. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе)
Завертелись карусели, (ходьба по кругу в умеренном темпе)
А потом кругом, кругом, (ходьба по кругу в быстром темпе)
Все бегом, бегом, бегом (бег по кругу).
Игра «Часы»
Цель: развитие темповой организации речи.
Ход игры.
Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно.)
Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро.)
Игра «Поехали, поехали»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки : «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе : «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
Игра «Барабанщик»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал: «Барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Ход игры. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Игра “Дождик”
Цель: развивать темповую организацию речи.
Ход игры. Логопед читает стихотворение:
«Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. Кап, кап, кап».
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
Игра “Произнеси в разном темпе”
Цель: Обучение говорить в заданном темпе.
Ход игры. Произнести отраженно за логопедом сочетание гласных звуков, слогов с разным темпом (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).
Упражнение «Скороговорки»
Цель: обучение говорить в заданном темпе.
Ход игры. Произнести отраженно за логопедом скороговорки с разным темпом.
На “с, сь” – У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На “з,зь” – У зайки Бубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
На “ц” – Цапля, стоя на крыльце
Написала букву Ц.
На “ш” – Яшка в фуражке едет на черепашке.
- На окошке крошку мошку
ловко ловит лапой кошка.
На “ж” – У ежа ежата, у ужа ужата.
На “ч” – Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Шубка овечки – теплее любой печки.
На “щ” – Волки рыщут – пищу ищут.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
На “л,ль” – Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день.
- Иголка, иголка, ты остра и колка.
На “р,рь” – Во дворе горка,
Под горкой норка,
В норке крот,
Норку стережёт.
На “к,кь” – Коси коса пока роса.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи кипу пик.
На “г,гь” – Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
На “х” – Ха – ха – ха, ха – ха – ха получилась чепуха.
Упражнение «Перечисли дни недели» («Посчитай от 1 до 10)
Цель: формировать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Содержание. Перечислить дни недели, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе, закончить в быстром темпе. И наоборот.
Упражнение «Произнеси предложения в нужном темпе»
Цель: формировать умение ребенка изменять темп.
Содержание. Произнесите следующие предложения в нужном темпе :
• Как медленно вертится колесо!
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
• Работу сделали за два дня.
• Как медленно вертится колесо.
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
• У него нога за ногу заплетается.
Упражнение «Выбери темп в зависимости от ситуации»
Цель: формировать умение ребенка выбирать и изменять темп речи в зависимости от ситуации.
Содержание. Выбрать темп в зависимости от ситуации: к остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет
Упражнение «Шагаем и читаем»
Цель: обучение детей говорить в заданном темпе.
Содержание. Дети маршируют и одновременно громко читают любое хорошо знакомое стихотворение ( например: А. Барто «Кораблик»). По сигналу педагога останавливаются и мысленно продолжают чтение стихотворения в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говоря с того слова, на котором их застал сигнал.
Упражнение «Три стихотворения»
Цель: формировать умение по содержанию определять темп речи в стихотворном тексте.
Содержание. Педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок определять, в каком темпе нужно их прочесть.
Ходит кот по лавке –
Мягонькие лапки,
Ушки пушисты,
Глазки золотисты.
Очень медленны движенья,
И «походка» как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, черепаха.
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом – три вагона:
Михаил и два Антона.
Упражнение «Снеговик»
Цель: развитие темпо-ритмической организации речи.
Содержание.
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком
«Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой.
Но солнце припечет слегка-
Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат
Увы! – и нет снеговика.
Воображаемую метлу.