Получи документы

Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания

Анастасия Марьина
Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Осенние листочки»

Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».

Материал: фонограмма «Тема из вариации» К. Вебер.

Ход игры. Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании музыкального отрезка в медленном темпе.

Игра «Курочка и цыплятки»

Публикация «Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания» размещена в разделах

Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.

Материалы: фонограмма «Русская народная мелодия», обработка Г. Фрида.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Прослушивания музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – курочка клюет зернышки; при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе.

Игра «Карусели»

Цель: формирование у детей умения соотносить темп речи и движений.

Материалы: длинный шнур.

Ход игры. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе)

Завертелись карусели, (ходьба по кругу в умеренном темпе)

А потом кругом, кругом, (ходьба по кругу в быстром темпе)

Все бегом, бегом, бегом (бег по кругу).

Игра «Часы»

Цель: развитие темповой организации речи.

Ход игры.

Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно.)

Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро.)

Игра «Поехали, поехали»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки : «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе : «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Игра «Барабанщик»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «Барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Ход игры. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

Игра “Дождик”

Цель: развивать темповую организацию речи.

Ход игры. Логопед читает стихотворение:

«Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. Кап, кап, кап».

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Игра “Произнеси в разном темпе”

Цель: Обучение говорить в заданном темпе.

Ход игры. Произнести отраженно за логопедом сочетание гласных звуков, слогов с разным темпом (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).

Упражнение «Скороговорки»

Цель: обучение говорить в заданном темпе.

Ход игры. Произнести отраженно за логопедом скороговорки с разным темпом.

На “с, сь” – У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

На “з,зь” – У зайки Бубы заболели зубы.

- У маленькой Зины бузина в корзине.

- Звенит звонок, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

На “ц” – Цапля, стоя на крыльце

Написала букву Ц.

На “ш” – Яшка в фуражке едет на черепашке.

- На окошке крошку мошку

ловко ловит лапой кошка.

На “ж” – У ежа ежата, у ужа ужата.

На “ч” – Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Шубка овечки – теплее любой печки.

На “щ” – Волки рыщут – пищу ищут.

- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

На “л,ль” – Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень,

Искала булавку весь день.

- Иголка, иголка, ты остра и колка.

На “р,рь” – Во дворе горка,

Под горкой норка,

В норке крот,

Норку стережёт.

На “к,кь” – Коси коса пока роса.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Купи кипу пик.

На “г,гь” – Собирала Маргарита маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

На “х” – Ха – ха – ха, ха – ха – ха получилась чепуха.

Упражнение «Перечисли дни недели» («Посчитай от 1 до 10)

Цель: формировать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Содержание. Перечислить дни недели, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе, закончить в быстром темпе. И наоборот.

Упражнение «Произнеси предложения в нужном темпе»

Цель: формировать умение ребенка изменять темп.

Содержание. Произнесите следующие предложения в нужном темпе :

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

• Работу сделали за два дня.

• Как медленно вертится колесо.

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

• У него нога за ногу заплетается.

Упражнение «Выбери темп в зависимости от ситуации»

Цель: формировать умение ребенка выбирать и изменять темп речи в зависимости от ситуации.

Содержание. Выбрать темп в зависимости от ситуации: к остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет

Упражнение «Шагаем и читаем»

Цель: обучение детей говорить в заданном темпе.

Содержание. Дети маршируют и одновременно громко читают любое хорошо знакомое стихотворение ( например: А. Барто «Кораблик»). По сигналу педагога останавливаются и мысленно продолжают чтение стихотворения в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говоря с того слова, на котором их застал сигнал.

Упражнение «Три стихотворения»

Цель: формировать умение по содержанию определять темп речи в стихотворном тексте.

Содержание. Педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок определять, в каком темпе нужно их прочесть.

Ходит кот по лавке –

Мягонькие лапки,

Ушки пушисты,

Глазки золотисты.

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха.

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колес.

С паровозом – три вагона:

Михаил и два Антона.

Упражнение «Снеговик»

Цель: развитие темпо-ритмической организации речи.

Содержание.

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком

«Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой.

Но солнце припечет слегка-

Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат

Увы! – и нет снеговика.

Воображаемую метлу.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для речевого дыхания Игра со свечой. Цель. Развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на.

Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм» Игры и упражнения по валеологии помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма.

Игры и упражнения с использованием манежа Давай поиграем. Цель: выявлять уровень сформированности у ребенка представлений о цвете, форме, величине, наличие зрительно- двигательной.

Игры и упражнения с пескомИгры и упражнения с песком Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’] 1. Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука «Ль»: «Колокольчик». Логопед. Эльф летает над цветами и, здороваясь с ними, звенит.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Игры, задания и упражнения в книжном уголке Игры, задания и упражнения в книжном уголке «Отгадай сказку» Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 18:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Марьина (УИ 364995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД