Оксана Александрова
Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
[b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально творческого развития [/b]
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.
Публикация «Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно это определяет содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематическую подготовку, которая сводится не только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально-ритмических, физкультурных.
Пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Недостаточная сформированность пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др.
Таким образом, при подготовке ребенка к школе необходимо специально позаботится о своевременном развитии у него пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе овладения письменной речью. Предупредить появление данных трудностей возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и систематически будет осуществляться работа по формированию пространственных представлений.
Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся психических функций.
Таким образом, пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается совокупность многих психических процессов. И последнее: освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Так как в дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, то и совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка-дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов, в том числе и формирования пространственных ориентировок.
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в математической подготовке детей. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.
Формирование пространственных отношений детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально – творческого развития построено на принципах:
- широкого возрастного диапазона;
- многофункциональности развивающих игр;
- вариативности игровых заданий и упражнений;
- творческого потенциала каждой игры.
Интеллектуально – творческие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым в интегрированной деятельности.
Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребёнка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Именно это положено в основу игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Данная технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного игрового сюжета с использованием развивающих игр и решает следующие задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
В возрасте 3 – 4 лет малыши овладевают ориентировкой «на себе», учатся выполнять задания по ориентировке на частях своего тела, лице, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.) и соответствующих им пространственных направлений: впереди – там, где лицо; позади (сзади) – там, где спина; справа – там, где рука, которой держат ложку, рисуют, правая рука (для правшей); слева – там, где левая.
Пространственные представления в данном возрасте о собственном теле формируются на ощущениях, идущих от «внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия с взрослыми.
С детьми младшего дошкольного возраста, целесообразно разработать и внедрить в практику простейшую систему игр с использованием интеллектуального тренажера «Игровизор» - папка с вкладышами - заданиями. Основа папки - картон, а верхний лист из прозрачной пленки - экран. Дети выполняют задания фломастером. Рисуя фломастером, малыши оставляют яркий след на прозрачной плёнке, который легко стирался влажной тряпочкой.
Например. «Посади огород». Звучала песенка «Огуречик, огуречик». Чтобы мышка не смогла отгрызть хвостик предлагали посадить огуречик на грядку. (играем с игровизором и мелким дидактическим материалом, раскладывая овощи по инструкции.
Таким образом, важным достижением этого периода является обнаружение того, что в младшем дошкольном возрасте данные игры, упражнения, привлекают внимание детей к пространственному расположению предметов, позволяют накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды (с помощью игрушек) и в реальной обстановке.
При работе с детьми среднего дошкольного возраста предусматривается усложнение развивающих игр и упражнений. Например, рассматривая машину, даются такие понятия как: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.
Детям в этом возрасте предлагаются задания на умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах, знакомиться с расположением предметов в пространстве по признаку взаимного их размещения.
Таким образом, очевидным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве, определение последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п., а также графических знаков.
В старшей группе дети учатся ориентироваться на плоскости с помощью цикла интеллектуально - развивающих игр.
Используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», детям предлагается не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя
Таким образом, дети преодолевают трудности в ориентации на ограниченной плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. Тем самым у детей формируется умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, выполнять задания на ориентировку, содержащих сразу два условия.
Для планомерной подготовки дошкольников к школе проводятся графические диктанты. Они помогают предотвратить типичные трудности в обучении - неусидчивость и рассеянность, развивают орфографическую зоркость.
Интересной и новой для детей стала игра «Чудесная поляна». Дети выполняли задания с помощью волшебных ниточек – резинок.
Особенности игры позволяли по-разному варьировать возможность
использования на различных этапах обучения (усложняя или упрощая задания, тем самым предоставляли огромное поле деятельности для творчества педагога. Для детей старшей группы игры-дощечки имеют количество «гвоздиков» заметно большее, тем самым увеличивая поле деятельности дошкольников и количество заданий.
Надо отметить, что данные игры отличаются гибкостью отбора конкретного материала, по объему и по длительности их проведения, а также постепенным усложнением.
Таким образом, умелая постановка вопросов, в их числе и проблемных, привлечение оригинального оборудования повышает интенсивность работы дошкольников, позволяет реализовать новые возможности.
Таким образом, результативность деятельности по повышению эффективности процесса усвоения пространственных отношений дошкольников оптимальна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста В. В. Воскобовича обеспечивается положительная динамика формирования пространственных отношений дошкольников.