Марьям Максутова
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста»
Цель:
- повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки к обучению грамоте в ДОУ через игровую деятельность.
Задачи:
- сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игровые технологии как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- расширить представление родителей об играх со звуками и слогами;
- научить родителей применять различные игры для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Оборудование: Обучающее пособие Лента букв и звуков, пособие «Веселый поезд», зеркало, пособие звуки и буквы, рабочие тетради Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», цветные карандаши, предметные картинки: плащ, стул, гольфы, брюки, шапка, футболка, перчатки, комбинезон, фрукты; предметы: колокольчик, мяч, свисток, бубен.
Ход мастер- класса.
I этап. Теоретическая часть. Основные направления и содержания работы по подготовки детей к обучению грамоте.
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и я благодарю Вас за то, что нашли возможность прийти на мероприятие. Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевое развитие», а в частности «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста». Чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закреплять полученные знания детей на занятиях.
В соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется с 1 сентября 2023года, выпускник детского сада должен уже уметь читать.
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Сложный процесс освоения грамоте распадается на несколько этапов, большая часть, которая приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть Вы «родители» для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднения, как у детей, так и у
родителей, мы сегодня и рассмотрим.
Я предлагаю Вам небольшую разминку.
Я начну, а Вы дружно вместе продолжайте!
- Что такое речь? - (все, что мы говорим)
- Формы речи? - (устная и письменная)
- Из чего состоит наша речь? - (речь состоит из предложений)
- Что такое предложение? – (слова, связанные между собой по смыслу)
-Из чего состоят слова? _ (слова состоят из слогов)
-Из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- Какие бывают звуки? - (гласные, согласные)
- Чем отличаются звуки от букв? – (звуки слышим, произносим, а буквы видим, пишем).
Это основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте, которые нашли свое отражение в требованиях Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
II этап. Игровые технологии работы по подготовки детей к обучению грамоте.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям среднего возраста очень сложно усвоить абстрактные понятия такие, как "слово», «слог», «звук», «гласный», «согласный твёрдый», «согласный мягкий». Эти понятия не видны детям в их привычном мире, их нельзя увидеть, потрогать.
И здесь на помощь нам, педагогам, приходят - игровые технологии. В своей работе я использую следующие игровые технологии. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении терминов.
1. Использование в ходе занятий сказочных героев.
Обычно на занятия приходят сказочные герои Лисенок и Ёжик, которые выполняют разные функции: они путешествуют, создают проблемные ситуации, приносят задания, просят детей о помощи, помогают детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания.
2. Использование наглядного материала: В группе оформлен уголок «Речецветик».
Обучающее пособие Лента букв и звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета
Детям говорим: гласные звуки надели красный костюм.
- Предлагаю родителям произнести гласные звуки: А, О, У, И. Э, Ы
Согласные звуки- это звуки, при которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают- губы, зубы, язык. Согласные звуки могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими.
Детям говорим: согласные звуки могут носить синий или зеленый костюм.
Предлагаю родителям произнести согласные звуки: Б, В, Н, Р, М.
Очень важно, научить детей отличать звуки и буквы. Чем отличается звук от буквы? Звуки мы можем слышать и произносить. Показать пособие «Звуки и Буквы» (Предложить родителям произнести несколько гласных и согласных звуков).
А Буквы мы видим, пишем (предложить родителям написать несколько букв).
Наглядный материал «Веселый поезд» (Засели слова в домики) - представляет собой вагоны с окошками- слоги.
Зеркало. Ребенок видит артикуляционные движения, для формирования речевых звуков. Предложить родителям произнести несколько звуков.
Рабочие тетради и цветные карандаши для выполнения практического задания.
3. Использование игр и игровых упражнений. Особое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте я уделяю играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе игры показываю детям, как правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, помогают нам в этом.
Каждая из игр включает в себя: игровую задачу, игровые действия, правила и результат игры.
III этап. Практическая часть.
Слово.
При ознакомлении детей с термином «слово» можно использовать разнообразные упражнения и дидактические игры. Например:
Зайчик, зайчишка, зайчонок. Предложить родителям по образцу назвать слова: рука, ручка, ручище; хвост, хвостик, хвостище.
2. Предлагаю рассмотреть картину по теме «Одежда».
-Что нарисовано на картине. Как назвать, одним словом?
Игра «Доскажи словечко»
Юбка, какая?.
Комбинезон, какой?. и т. д.
Предложить родителям по образцу назвать слова, обозначающие качество предметов: зеленая юбка, красный комбинезон и т. д.
Звук. 1. Сначала мы знакомим детей с неречевыми звуками. Именно на этом этапе дается понятие «звук». Через игры «Узнай, что звучит?» (колокольчик, свисток, бубен, «Громко – тихо».
Затем переходи к речевым звукам
Где-то собаки рычали: - Р-р-р!
Змеи в лесу шипели: - Ш-ш-ш!
В стойле коровы мычали: - Мммуу!
А комары все пели: - Ззз!
Дидактическая игра «Веселый мяч» (с мячом)
Научить родителей дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
- Я буду называть твердый звук, а вы назовете его мягкий вариант, т. е. найдёте пару.
Воспитатель бросает мяч и произносит твердые звуки, а родители мягкие звуки. И наоборот.
П-Пь, Б-Бь, Л-Ль, Сь-С, Нь-Н.
Слог.
1. Предложить родителям пальчиковую игру «Мы делили апельсин».
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
- Как мы с Вами делили апельсин на дольки, так и слова делятся на части. Эти части называются слоги. Слово делится на части, как апельсин на дольки.
Как сделать правильно? Прохлопать, протопать, посчитать на пальцах, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например: Определить количество слогов в словах, разжимая и считая пальцы: лист, Маша, радуга, телевизор
2. Дидактическая игра «Веселый поезд»
На картинке изображение- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны. Предметные картинки: плащ, стул, гольфы, брюки, шапка, футболка, перчатки, комбинезон,
Физминутка (сидящие за столами должны угадать, какая это буква)
1. Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
(Какая буква получилась? Буква Н.)
2. Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква получилась? (М)
3. Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4. Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).
5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л)
6. Ноги вместе, руки в стороны. (Т)
7. Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные. (Х)
Работа в тетрадях.
Знакомство со звуком [Л]
Воспитатель предлагает отгадать загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук).
- С какого звука начинаются слова? (Со звука [Л]).
- Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Л].
Воспитатель показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Л] :
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает.
Звук [Л] можно записать буквой (воспитатель показывает букву Л в обучающее пособие Лента букв и звуков).
Характеристика звука [Л] : согласный, мягкий, звонкий.
2. Дидактическая игра «Поймай звук».
- Из ряда звуков выделите звук [л] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, л, н, к, и, л, у
- Из ряда слогов выделите звук [л] и топните ногой: ле, ды, ли,на, лу, ки, ла,ну, ло.
Упражнение №3 в рабочей тетради.
Родители сравнивают согласные звуки [Л], [Ль] в словах. Обозначают зеленой точкой картинки в названиях которых слышится звук [Ль], синей точкой со звуком[Л]. Какие картинки обозначили двумя точками? Закрашивают кирпичики- слоги.
IV этап. Рефлексия.
Уважаемые родители! В процессе работы Вы открыли для себя много новых приемов, которые помогут вашему ребенку лучше и быстрее запомнить звуки, соединять их в слоги, а затем в слова.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.
Спасибо за внимание!