Юлия Батенёва
Мастер-класс для родителей и педагогов «Семейные традиции: чтение как увлекательная игра детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и педагогов
"Семейные традиции:
чтение как увлекательная игра детей и взрослых"
Составила: воспитатель Батенёва Ю. И.
Если с детства у ребёнка не
воспитана любовь к книге, если чтение
не стало его духовной потребностью
на всю жизнь – в годы отрочества душа
подростка будет пустой, на свет божий
выползает, как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс для родителей и педагогов „Семейные традиции: чтение как увлекательная игра детей и взрослых“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и повышение педагогической компетенции родителей.
Задачи:
- показать родителям ценность домашнего чтения;
- показать значение доброго, тёплого общения с ребёнком в ходе совместного прочтения книги;
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым;
- показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой;
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию;
- обосновать важность приобщения детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса детей
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей через совместное творчество по прочитанному произведению;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
- ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей;
- Сформировать социокультурные компетенции:
1. политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
2. межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
3. коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
4. социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
5. персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
Материал:
Набор 1: книга Колобок, мягкие кубики, пазлы, разрезные картинки, пазлы животные, мягкие игрушки для обыгрывания, варианты подвижных игр
Набор 2: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри
Набор 3: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри
Ход мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!
У каждого из нас с детства есть книги, которые мы помним до сих пор.
Вопрос участникам мастер класса:
Мастер: Есть ли у вас такие книги, которые вы помните с детства?
Ответы участников.
Мастер: Почему эти книги вами так любимы?
Ответы участников.
Мастер: И у меня есть такая книга, которую читала мне моя мама. Это книга Александра Волкова «Волшебник изумрудного города». Каждый вечер, перед сном мама брала в руки книгу и я погружалась в увлекательный мир, с нетерпением ожидая встречи с любимыми героями, переживая с ними приключения.
Книги, которые читают нам родители, мы помним всю жизнь. Семейное чтение – это радостные минуты, душевные разговоры, развитие интеллекта ребёнка. Семейное чтение помогает сблизить ребёнка с родителем и наполнить эти мгновения радостью и духовным общением.
Мастер: Почему семейное чтение стало проблемой в 21 веке?
Ответы участников.
Мастер: Как вернуть имидж читающей страны и возродить традиции семейного чтения?
Сегодня вместе с вами мы попытаемся найти оригинальные формы взаимодействия родителя с ребёнком по формированию таланта читателя, научить сложному искусству чтения и понимания книги. Как и любой талант, который спрятан в каждом человеке, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта лежат в детстве. А чем они характеризуются, сегодня мы попробуем найти ответ.
Сегодня на мастер-классе, вы:
• научитесь интересно организовывать совместную деятельность с ребёнком;
• пополните свой багаж оригинальными методами;
• напомните себе, что книга – это источник всестороннего развития ребёнка;
• поймёте, как заинтересовать ребенка книгой.
• получите удовольствие в командной работе.
Давайте начнем с небольшого фильма о работе в команде.
А сейчас, прошу Вас разделиться на три группы.
1 группа - это группа называется «Читаем и играем»
Вам предлагается «волшебный ларец» с содержимым, на основании которого вы должны будете придумать литературные игры, чтобы поддержать интерес к прочитанному. Предлагается: книга Колобок, мягкие кубики, пазлы, разрезные картинки, пазлы животные, мягкие игрушки для обыгрывания, подвижные игры.
2 группа - это группа называется «Читаем и экспериментируем»
Используя литературные произведения, с помощью некоторых материалов вы погрузите ребёнка в увлекательный мир экспериментирования.
Вам из предложенных материалов необходимо будет подобрать ситуации из прочитанных произведений, которые бы стали увлекательной деятельностью по вовлечению детей в экспериментирование с явлениями неживой природы, природным материалом, возможностью, что–либо «открыть», исследовать.
Предлагается: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри
3 группа - это группа называется «Творим и говорим» Это для умелых родителей, педагогов которые любят мастерить, творить своими руками. С помощью творческого воображения и предложенных произведений вам необходимо будет создать атрибуты и декорации для мини-спектакля.
Предлагается: фланелеграф, пальчиковый театр, настольно-печатный театр, кукольный театр, мягкие игрушки, маски, ширма. Материалы: обои, цветная бумага, мелки, краски, кисти, клей, ножницы, аудиозапись «Два веселых гуся».
Звучит спокойная музыка, практики выполняют задания.
Группы презентуют ответы.
Рефлексия
Мастер: Уважаемые участники, вы все сегодня постарались, творчески выполнили задания, артистично представляли свои разработки.
Скажите, пожалуйста, какие идеи Вам понравились больше всего? Что вы возьмете для работы с родителями?
Ответы участников.
Мастер: В завершение нашего мастер-класса, мне хотелось бы узнать: что для. Вас значит книга?
Книга – это:
чудо
источник развития ребенка
увлекательный мир
совершение открытий
развитие воображения
семейная традиция
яркие эмоции
опыт
пополнение словарного запаса
развитие памяти
развитие речи
познавательное развитие
художественно-эстетическое развитие
Приложение 1
Задание для 1 группы:
1. Используя содержимое сундучка, представить литературные игры для поддержания интереса детей к прочитанному произведению.
2. Используя необходимые атрибуты, разыграть по ролям отрывок сказки «Теремок».
Задание для 2 группы:
1. С сопровождением выразительного чтения, продемонстрировать эксперименты по содержанию представленного текста (3 стихотворения).
2. Продумать и зачитать вопросы к детям из представленных стихотворений.
Задание для 3 группы:
1. Используя содержимое сундучка, перечислить и добавить свои варианты создания театра и декораций в домашних условиях.
2. Используя необходимые материалы сундучка, создать «Театр на рулоне» по потешки «Два весёлых гуся» и представить зрителям под фонограмму.
Приложение 2
Художественное произведение для группы №1
Сказка «Теремок» (отрывок)
Ведущий: Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: - Р-р-р! Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка: - Пи-пи-пи! Я, Мышка-норушка!
Лягушка:- Ква-ква-ква! Я, Лягушка-квакушка!
Зайчик:- Я, Зайчик-побегайчик!
Лисичка:- Тяв-тяв! Я, Лисичка-сестричка!
Волчок:- У-у-у! Я, Волчок-серый бочок. – А ты кто?
Медведь:- Р-р-р! А я Медведь косолапый.
Все:- Иди к нам жить!
Ведущий: Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
Медведь:- Я лучше у вас на крыше буду жить.
Все:- Да ты нас раздавишь!
Медведь:- - Нет, не раздавлю.
Все:- Ну так полезай!
Ведущий: Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Приложение 3
Художественные произведения для группы №2
К. Дисковая «Я рисую»
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто палочкой черчу
Все, что только захочу.
Это ежик, это кит,
Это бабочка летит…
Места здесь - для всех ребят!
Все рисуют, все творят!
Только вдруг пролился дождь,
Все исчезли: кит и еж…
И покрыл рябой узор
Весь песок, асфальт и двор.
Вот какой художник
Этот бойкий дождик!
В. Берестов «Песочница»
Посреди двора — гора
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята
Не забудьте взять лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Э. Фарджен «Мыльные пузыри»
Осторожно - пузыри.
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой - со сливу!
- Мой - с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!
Г. Люшнин «Песчаный дом»
Поутру из чёрной тучи
Падал дождик целый час.
Отсырел песок сыпучий
За калиткою у нас.
Сразу взялся я за дело
И построил дом с окном.
В полдень солнышко пригрело,
И рассыпался мой дом.