Ольга Скворцова
Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач».
Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.
Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познакомить с опытом работы по использованию логических игр с детьми, развить интерес к оригинальным игровым технологиям, обучить участников мастер-класса приемам использования логических игр, упражнений и задач.
Публикация «Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений, Мастер-класс для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Ход мероприятия:
- Уважаемые родители! Вы приглашены на мастер-класс на тему «Развитие речи и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Через некоторое время наши дети пойдут в школу. Все они умеют читать, писать, считать и, как вы считаете, полностью подготовлены к школьному обучению. Но дети живут и развиваются в эпоху компьютеров и информатики и от них требуются не только знания, а умение находить эти знания, самостоятельно и творчески мыслить. Первоклассник, столкнувшись с постоянной мыслительной нагрузкой, может обнаружить трудности в решении и объяснении задач, формировании определенных правил, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Это значит у ребенка недостаточно развито словесно-логическое мышление. Одним из средств развития ребенка является логическая игра. Использование этих игр помогает сформировать у дошкольников такие ключевые качества как креативность, способность к поиску знаний, развить активную, творческую, неординарную личность. Доказано, что дети с развитым интеллектом, словесно-логическим мышлением легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, лучше подготовлены к школе. Наша задача – помочь им. Чем больше дети будут играть, чем интереснее будут игровые действия, тем эффективнее закрепляются полученные знания и умения.
Большую роль отвожу следующим играм, игровым упражнениям :
1. «Сюжетно – дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера». Цель: развитие мнемотехнических приемов логического мышления, речи.
2. «Логический экран», «Сложи узор», «Кубики - хамелеон», «Чудо – кубики», «Маленький дизайнер», «Соты Кайэ», «Логическая мозаика», «Кубики для всех», «Собирай – ка». Цель игр: развитие пространственного мышления, памяти, смекалку, сообразительность, мелкой моторики, стимулирование речевых центров.
3. Игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и др. способствуют развитию образного мышления, комбинаторских способностей, воображения, умения визуально делить на части целое.
4. Задачи З. А. Зака – поисково-творческие задачи для развития у детей логических операций.
5. Серия «Развитие моего ребенка» : «Математика, развитие речи, окружающий мир», «Внимание, память, мышление, мелкая моторика»; О. Н. Земцова «Веселые часы», «Грамотека»; С. Михалков «Развиваем логику», «Развиваем мышление», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Изучаем время», «Учимся измерять и сравнивать».
Серия упражнений «Полезные задания».
Серия «Развитие логического мышления. Развивающие упражнения.
О. А. Романович «Погода и природа» /дидактические игры/.
- Я хочу предложить вам игры, в которые играем с детьми.
Разминка:
Назовите шар, на котором изображен весь мир. /глобус/. Как называется наша страна? /Россия, Российская Федерация/. Назовите столицу нашей Родины. /Москва/. Назовите наш родной город /Рассказово/. Как изменяется день летом? /день длиннее ночи/. Как изменяется день зимой? /ночь длиннее дня/. Почему называют «Красная книга», а не другого цвета? /красный цвет – это сигнал опасности/. Назовите лекарственные растения. /подорожник, мать и мачеха/. Какое жизненно важное вещество выделяют растения? /кислород/. Без труда не вынешь рыбку из …/пруда/. Слово не воробей, вылетит не… /поймаешь/. За двумя зайцами погонишься, ни одного не …/поймаешь/.
Задание 1.
Игра с «Логическим экраном»
1. Перед нами 9 различных жилищ. Нужно определить и назвать, где живут белка, собака, волк и лиса? /логово, конура, дупло, нора/ 2. Часть зверей предпочитает жить в теплых краях, а другие на Севере. Нужно отметить животных, которые живут в холодном климате. /тюлень, белый медведь, морж, северный олень/ 3. Человек научился использовать животных в качестве транспортного средства. Отметим и назовем их. /верблюд, лошадь, собаки/ 4. Среди большой семьи птиц много таких, которые умеют плавать. Нужно отметить и назвать их. /лебедь, гусь, пингвин, утка/ 5. На лугу порхает красивая бабочка. Кем она была ранее? Отметим последовательность ее превращения. /яйца бабочки, гусеница, куколка, бабочка/
Задание 2.
Игра с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша «Построй дом».
- Перед нами образцы домов, которые мы должны построить. Предварительно посчитаем на образце материал необходимый для строительства, запишем количество и выберем его из материала предложенного нам.
Задание 3.
«Составь картинку» /блоки Дьенеша/
Составить из фигур изображения на индивидуальных карточках.
- Пришло время отдохнуть.
Проводится физкультминутка под песню «Солнышко лучистое любит скакать».
Задание 4.
Игра «Четвертый лишний».
- Нам даны слова. Необходимо назвать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Божья коровка, комар, воробей, муха. Ворона, соловей, паук, жаворонок. Утка, гусь, курица, лебедь. Щука, окунь, карась, гусь. Белка, лиса, заяц, обезьяна.
Задание 5.
- Перед нами карточки – таблицы, показывающие форму, размер, цвет фигуры. Внимание – задание: нарисовать фигуру, опираясь на знаки расположенные по вертикали и горизонтали. Что обозначают эти знаки? /какого цвета, формы и размера должна быть нарисована данная геометрическая фигура/.
Задание 6.
- Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака? /3 рубля/ - На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? /на 6 частей/ - У одного мужчины четыре сына, у каждого сына родная сестра. Сколько у него детей? /пять / - Двое пошли - пять гвоздей нашли, четверо пойдут – много ли найдут? /ни одного, все уже нашли/
Как вы считаете, был ли полезен для вас мастер-класс? А полезны ли для детей такие игры?
В заключение можно сделать вывод: развитие интеллектуальных и личностных качеств, развитие логического мышления, умения обобщать, рассуждать, объяснять, развитие самостоятельности имеет важное значение для успешного школьного обучения.