Светлана Филимонова
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
Филимонова С. А.
В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
Публикация «Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактические игры и игровые упражнения. Ниже представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.
Дидактическая игра «Волшебные картинки»
Программные задачи: активизация образного восприятия.
Материал: картинки со схематичными или стилизованными изображениями.
Организация игры
Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать название для них. С каждым разом предъявлены детям изображения все более абстрактны, чем усложняется задание. При этом дети могут не только давать названия рисункам, но и сами делают небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре- взрослым или детям.
Дидактическая игра «Что на что похоже?»
Программные задачи: развитие метафорического мышления, являющего для ребенка основой воображения.
1 вариант
Материал: разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, ракушка, апельсин, лист дерева, кирпичик, палочка, кусочек меха)
Организация игры
На начальном этапе ознакомления детей с этой игрой необходим наглядный игровой материал. В дальнейшем игра проходит только в словесном варианте, т. е. без опоры на наглядность.
Правила игры просты – нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).
Выигрывает тот, кто во- первых, назовет наибольшее количество предметов, чем либо напоминающих исходный; во-вторых сразу находит средство по нескольким признакам.
2вариант.
Материал: плотная картонная коробка с прорезями для рук по бокам
Организация игры
Определение предметов наощупь. Ребенок запускает руки в «волшебный» сундучок и ощупывая предмет, высказывает свое предложение о нем (что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким). Один и тот-же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предложений делается обобщение, предлагая детям определится с конечным выбором, и затем воспитатель предъявляет предмет для опознания.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Программные задачи: активизация образного восприятия
Материал: спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры, диаметра, зерна или сухие плоды растений, ниточки (2-5см, мелкие камешки.
Организация игры
10-12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают на стол с небольшой высоты или на листе бумаги. При падении предметы складываются в разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» (дифференцировать) и назвать получившееся изображение.
Дидактическая игра «Дорисуй»
Программные задачи: активизация образного восприятия (поиск образных сравнений).развитие метафорического мышления.
Материал: листы с нарисованными на них какими-либо геометрическими фигурами.
Организация игры
Ребенку дается лист с нарисованной геометрической фигурой и предлагается её превратить во что-нибудь, т. е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом на основе рожденного при восприятии образа. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий или переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.
Дидактическая игра «Добавление»
Программные задачи: развитие наблюдательности, внимания, формирование умения словесно оформить результаты сравнения, обогащение словарного запаса детей.
Организация игры
Воспитатель называет или показывает картинки с изображением нескольких предлагаемых предметов, объектов, а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения: например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получить лес? Деревья, траву, грибы, других животных, птиц и т. п.). Объекты для объединения можно предлагать в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова, что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги – чтобы получился стол, шкаф, собака и т. д.
Этот вариант может быть использован в графической форме. Ребенку предлагают лист бумаги, на котором изображен незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца прорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. «Набросок» дорисовывается ребенком в соответствии с замыслом, родившемся на основе восприятия и придумывается восприятия, и придумывается название. Можно поступить так: вместе с предъявлением незаконченного изображения ребенку сообщается тема, в соответствии с которой, он должен дополнить рисунок до целостного. Даже если всем детям созданы одинаковые «наброски», то у всех детей картины будут различны.
Дидактическая игра «Рисунки по кругу»
Программные задачи: развитие внимания, наблюдательности, творческого воображения.
Материал: чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)
Организация игры
Участвуют дети 3-5 человек. Каждый получает лист бумаги и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 мин. Подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый лист с рисунком, ребенок продолжает его в течении 1-2 мин. И вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начал рисовать (листы в начале игры подписать). Можно спросить детей, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. Круговым способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи.
Дидактическая игра «Я хочу рисовать»
Программные задачи: развитие творческого воображения, воспитание чувства юмора.
Материал: чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)
Организация игры
Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например один ребе нок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету. По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты Взрослый сообщает «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают на ракете» и т. д. (медведь в маске для подводного плаванья, ластах) Обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.
Особая функциональная роль в творческой деятельности принадлежит эмоциям и чувствам, которые не только сопровождают собственно-творческий акт, так называемый, «внутренний и внешний эмоциональный фон», от них зависит и продолжительность интереса к данному виду деятельности и психическое развитие ребенка. На тесную связь творчества с эмоциональной сферой ребенка указывал еще Л. С. Выготский, писавший, что «психология детского возраста отметила важный для развития деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии».
Дидактическая игра «Настроение»
Программные задачи: учить детей распознавать эмоциональное состояние людей и животных, использовать его при придумывании разнообразных рассказов.
Материал: картинки, иллюстрации, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний (у людей и животных).
Организация игры
Перед составлением рассказов по картинкам сначала вспомнить, как по внешнему виду отличить например, испуганного человека от удивленного, веселого от грустного, злого от доброго. Воспитатель может рассказать какую либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям определить настроение, сопутствующее им. Например, разбилась сказка, убежал щенок, мама заболела, ребята подрались и т. д. можно использовать и такой вариант или рассказать как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, гордый вид, голова высоко поднята, грива развивается); злого и ласкового кота, глупого и умного ворона и т. д. В процессе игры можно использовать уже готовые рисунки и самостоятельную зарисовку.
В последующих играх сначала придумывают рассказ, по одной картине, затем исходное количество увеличивается и варьируется (выкладывается в различной последовательности) в процессе развития сюжетной линии.
В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов используют графические модели различных эмоций. Если кружочки приклеить или нарисовать на отдельных кубиках, то с их помощью можно разыграть и мини спектакли.
Дидактическая игра «Эмпатийное рассказывание»
Программные задачи: обучение анализу ситуации и пониманию, почему у разных людей бывает отличная от других реакция на происходящие событие, упражнять в придумывании рассказов, учитывая различные позиции, взгляды на происходящее событие и осмысливать собственную точку зрения.
Материал: картинки с изображением людей и животных, находящихся в различных эмоциональных состояний.
Организация игры
Ребенку показывают картинку и спрашивают «Что случилось?». Предлагается составить рассказ.
В дальнейшем на одной картинке могут быть совмещены несколько изображений, отражающих отличные друг от друга состояния. Задание остается то же, оно лишь немного усложняется за счет дополнительных вопросов: «А как бы ты отреагировал? Какое настроение было бы у тебя в этой ситуации?»
Дидактическая игра «Путешествие»
Программные задачи: помочь осмыслить воображение на картинке, познать из состояние героев, их настроение, отношение к событию.
Материал: сюжетные картинки мастеров живописного жанра, картины из цикла «Животные», иллюстраций к сказкам, и т. д.
Организация игры
Предлагается детям представить, что они вдруг оказались на месте развертывания событий, отраженных в картине, и рассказать, что они услышали, почувствовали и т. п., находясь рядом с каким-либо объектом, героем. Можно предложить продумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента их запечатления на картине.
Отдаленное прошлое и будущее лучше «раздробить» на более мелкие события, как бы преодолевая их пошагово
ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Цель этого цикла – обогатить социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и неизученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ»
Программные задачи: помочь детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.
Организация игры
Детям предлагается представить какую-либо ситуацию, ощущения и описать их словами или изобразить на бумаге.
Задания могут быть такими:
1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши как они будут звучать.
2. Представь, как звучит мягкое и пушистое облако.
3. Представь и изобрази звук из соленого огурчика
4. Представь как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, счастье.
5. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до мамы?.
Подобные задания помогут понять и по достоинству оценить каждого ребенка, который как бы открывает для взрослого и для самого себя новые, неопознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратить внимание на то, что все по разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, не похож на остальных.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Если бы….»
Помимо развивающей направленности этот вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются в предполагаемые обстоятельства и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…». (Каким? Зачем? Что делал бы). «Если бы я оказался на необитаемом острове…» (Что бы там увидел? Что бы стал делать). «Если бы вдруг исчезло время.» (Что здесь хорошего? Что плохого). «Если бы я стал невидимым…» и т. д.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Способы передвижения»
В животном мире есть разные способы передвижения : бег, ходьба, ползанье и т. п. Попробуйте передвигаться так же, как это делают например
— медведи;
— лисицы;
— тигры;
— воробьи;
— кенгуру;
— зайцы;
— лягушки;
— кузнечики.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Сказочные истории»
Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т. п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.).
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.