МААМ-картинки

Конспект открытого занятия «Мастер-класс для подготовительной группы «Куколка из сундучка»

Анастасия Черняйкова
Конспект открытого занятия «Мастер-класс для подготовительной группы «Куколка из сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия мастер – класс для детей подготовительной группы

«Куколка из сундучка»

Выполнила: Черняйкова А. Н.

МДОУ «Детский сад №126» г. Ярославль

Цель: развитие у дошкольников прикладного творчества и познавательного интереса через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия „Мастер-класс для подготовительной группы „Куколка из сундучка“» размещена в разделах

• продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;

• познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;

• развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;

• развивать эстетический вкус;

• развивать коммуникативные навыки;

• воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Предварительная работа: беседа «Традиции и культура русского народа». Рассматривание экспонатов мини- музея «Русский народный мини – музей». Чтение и обсуждение русских народных потешек. Рассматривание иллюстраций «Игрушки в старину».

Материал и оборудование: проект для просмотра презентации, экспонат куколки – оберега, лоскут белой хлопчатобумажной ткани 20х20 см, лоскут яркой цветной хлопчатобумажной ткани 40х15см (сарафан, лоскут яркой цветной хлопчатобумажной ткани 18х18см (платок, комочек ваты, нитка белая.

Методы и приё мы:

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ;

Приё мы: художественное слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Ход

Дети входят в группу, рассаживаются по своим местам на стульчики.

В: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

В: Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Кукла)

В: Правильно, кукла. Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными куклами, а для этого нам нужно переместиться в прошлое к нашим бабушкам. Давайте закроем глаза и представим, что мы в машине времени (дети закрывают глаза. Включается слайд 2)

В: Ребята, открывайте глазки. Как вы думаете, что это?

Д: Сундук!

В: Правильно, сундук. А как вы думаете, что раньше хранили в таких сундуках?

Д: Разные вещи, посуду, одежду, игрушки и т. д.

В: А хотите посмотреть, что хранится в ЭТОМ сундуке? (Слайд 3)

В: Да, вы правы, всё это куколки! Но не простые. Сейчас я вам расскажу про них.

В: Вот таких милых и красивых кукол раньше делали своими руками без ножниц, нитки и иголки. Их называли «Оберегами», то есть они оберегали и охраняли людей, жилье, скотину от всего плохо. У каждой из них есть свое название и предназначение.

Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались веревочкой, надевался платок и кукла готова! (Демонстрация Куколки).

Когда делали куклы, нельзя было произносить грубых слов. Куклы хранились в сундуках, каждая девушка должна была уметь делать этот оберег, на Руси было большое разнообразие кукол.

А прежде чем я вам расскажу о каждой из этих кукол, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз (слайд 4).

В: Отлично! Молодцы. Что ж, садитесь по- удобнее и слушайте внимательно:

(Слайд 5) Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Слайд 6) Ребята, обратите внимание, на куклах нет лиц, а все потому, что народная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначения лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

(Слайд 7) Итак, например «Кукла – пеленашка». Она представляла из себя тканевый талисман, а изготавливали ее для ребенка, потому что дети самые беззащитные перед темными силами. Занимались изготовлением ляльки сама беременная женщина или ее мать. По традиции Пеленашка должна была появиться на свет ровно за месяц до рождения малыша. Куклу клали в колыбельку, где она ожидала появления малыша. Этот оберег помогал дурачить нечисть, притворяясь ребенком и забирая на себя все плохое, что ему предназначалось.

(Слайд 8) А «Кукла – неразлучники», была символом и оберегом крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

(Слайд 9) Вот такая милая «Кукла – крупеничка» должна была оберегать достаток и сытость в семье. Такую куклу дарили на Рождество и праздники урожая. Внутри куклы-крупа. На дно мешочка нужно было спрятать денежку. Крупеничка охраняла благополучие в семье и семена будущего урожая. Её место в доме было почетным — в красном углу. При посеве первое зерно брали из куколки. А по окончании уборочной куколку снова набивали семенами и красиво наряжали. И верили, что она хранит семью от голода весь год.

(Слайд 10) Была и такая «Кукла – зольная» : ее делали при переезде в новый дом чтобы забрать частичку силы своего рода на новое место. Когда девушка выходила замуж она обязательно брала c собой такую хранительницу, как символ силы своего рода. Считалось что зола является проводником между миом мертвы и живых. Складывали раньше золу в одно место. Для оберега брали золу именно своего дома. Зольная кукла передавалась по женской линии от матери дочери, при переходе в другой род девушка вместе с семейным талисманом брала опыт, знания и мудрость своего рода. Благодаря своеобразному проводнику происходило объединение энергетической силы двух родов: мужа и жены.

(Слайд 11) А вот эта, в красивом наряде, «Кукла – желанная». Такая кукла – оберег исполняла желания. Делать ее начинали девочки с 12- 14 лет. Такая куколка достаточно долго служила своей хозяйке и была очень устойчива, так как внутри составлял конструкцию туго сплетенный жгут. Исполняла желания кукла не просто так, а за подарок. Дарить можно бусинки, ленточки, пуговки, новый фартучек или новое платьице – одним словом все, что может как-то украсить куколку. Старые одежки и подарки при этом не снимают. Таким образом, Желанница буквально «росла» со своей хозяйкой.

(Слайд 12) И, наконец, одна из главных и важных кукол оберегов : «кукла – берегиня». Она оберег для дома. Такая кукла оберег охраняла и приносила благополучие дому. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек.

В: Вот такую куклу- берегиню мы сегодня с вами сделаем. А перед тем, как приступить к работе мы с вами разомнемся, сделаем физкультминутку (Слайд 13).

«Приступаем»

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.

За прыжком — ещё прыжок,

Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

В: Очень здорово! Размялись, отвлеклись, а теперь приступим к изготовлению куколки – берегини (Слайд 16)

В: Для этого нам понадобятся кусочки ткани, разных размеров, вата и нитки (Слайд 14). Приступим!

Техника выполнения:

(Слайд 16) На середину квадратного лоскута (20*20) укладываем комочек ваты, формируем голову, перевязываем ниткой в области шеи, стараясь равномерно распределить складки.

(Слайд 17) Из дух противоположных уголков формируем руки: подгибаем уголки и перетягиваем ниткой. Два оставшихся уголка будут служить туловищем и рубашкой.

(Слайд 18) «Надеваем» кукле сарафан (лоскут 40*15) : прямоугольный лоскут оборачиваем как можно выше под «рукавами», закладываем в пышные складки и перетягиваем ниткой на уровне груди.

(Слайд 19) Квадратный лоскут ткани (18*18) складываем по диагонали и покрываем платком голову куклы.

В: (Слайд 20) Все! Наша куколка – берегиня готова! Давайте посмотрим какие разные у вас получились куколки!

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Конспект открытого занятия по безопасности «По страничкам азбуки безопасности» с детьми подготовительной группыКонспект открытого занятия по безопасности «По страничкам азбуки безопасности» с детьми подготовительной группы Цель: создание условий, для закрепления знаний детей о безопасном поведении в различных ситуациях и умении их применять в практике. Интеграция.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Россия — Родина моя»Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: Россия - Родина моя Задачи: -закрепить знания детей о России,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Аппликация «Синичка» Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Художник» ЦЕЛЬ: закрепление актуальных знаний детей по Образовательной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу»Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Мастер-класс для подготовительной группы «Куколка из сундучка»
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 14:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Мастер-класс для подготовительной группы «Куколка из сундучка»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Черняйкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД