Михайловна
Мастер-класс для педагогов и ТРИЗ-игры для приобщения дошкольников к социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я вам предлагаю поиграть в игры по технологии ТРИЗ, которые развивают системное мышление детей, воспитывают творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и учат детей самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
Готовы порешать задачи?
«Как можно перенести воду в решете?»
Ваши идеи, пожалуйста. Предлагаем совершенно любые решения задачи.
Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и ТРИЗ-игры для приобщения дошкольников к социальной действительности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Теперь предлагаю вам спасти колобка от героев сказки
Например, давайте представим, что Вы колобок и на своем пути встречаете героев из сказки – вам нужно уйти от них, чтоб ини вас не съели т. е. найти выход из ситуации….?
Посмотрим какой выход находят дети ….
(показать видеоклип, где говорят дети)
В программе ТРИЗ собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий. Обо всех методах и приемах развития творческого воображения не расскажешь, так, как в некоторых случаях необходимо знание теории, но вот ещё в одну игру мне очень хотелось бы с вами поиграть: называется она "Хорошо - плохо".
Для обсуждения нам надо выбрать какой-нибудь предмет или явление: например, снегопад.
Давайте подумаем
Что хорошего в том, что идет снег?
А Что в этом плохого?
Так хорошо или плохо, когда идет снег?
И хорошо, и плохо.
Такая игра активизирует познавательную деятельность детей, расширяет их представление об окружающем мире, развивает речь, фантазию, учит рассуждать, формирует основы системного мышления. Дети учатся критически оценивать окружающую действительность, выявляя противоречивые свойства, простых объектов и явлений.
Эта игра полезна и для взрослых: она поможет пережить трудное время, если мы в каждом, кажущимся плохим, сумеем найти хорошее.
Работая по ТРИЗу, необходимо постоянно изобретать. А изобретать можно самые простейшие предметы, находящиеся вокруг нас: спички, ложки, ножницы и т. д. Изобретатель стремится создать идеальный предмет без недостатков, а для этого надо видеть хорошие и плохие стороны предметов и явлений, полезное и вредное, положительное и отрицательное, и здесь опять приходит на помощь игра "Хорошо-плохо"
Давайте изобретем с вами иглу.
Рассмотрим первобытного человека в звериной шкуре
Что хорошего в такой одежде?". Что плохого? Как можно улучшить такую одежду?
Рассуждая таким образом, мы с детьми пришли к выводу, что и современная игла далеко не идеальна. Ведь ей можно уколоть пальцы, она может сломаться, трудно вдеть нитку в иголку. И даже в швейной машине когда иглу держит железная рука, она делает дырки на материале и он быстрее от этого изнашивается. Лучше бы материал не сшивать, а ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ? Склеивать, или спаять
И последняя ситуация: Представьте себе вы сидите за рулем автомобиля, мчитесь с огромной скоростью по дороге с крутыми поворотами и прекрасно знаете, что за крутым поворотом трудно угадать что тебя ждет. И вот вы резко поворачиваете а там «Дуб».
Ваши варианты выхода из данной ситуации….?
Давайте послушаем какие варианты предлагают наши дети….
(показать видеоклип, где говорят дети)
Когда я сказала «Дуб», я всего лишь произнесла слово и это слово сразу зафиксировало ваши образы, это называется «педагогическая инерция».
Мы по инерции делаем очень много: зашнуровываем ботинки, по инерции берем ложку и т. д. А у детей эта инерция еще не сформирована поэтому они мыслят совсем по другому.
Такие приемы я использую на занятиях по ПДД и по ПБ. Рассматриваем с детьми разные варианты выхода из случившихся ситуации (Переходил дорогу, оказавшись по середине загорелся красный сигнал светофора или пожар в квартире, а вас закрыли. и т. д)
Т. е. с помощью ТРИЗ мы видим, что ребенок не просто познает мир а он находит варианты как выжить в этом мире.