Татьяна Толмачева
Мастер-класс для педагогов на тему «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: мастер-класса : представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.
2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности дошкольников.
4. Активизировать самостоятельную работу педагогов.
5. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.
Ход мастер-класса.
- Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.
- Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет
экспериментирование в развитии ребё нка-дошкольника?
• Опыты и эксперименты, способствуют формированию у детей познавательного интереса;
• Развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;
• Творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Расширению кругозора детей;
• Поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• Обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
- Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
- В опытно – экспериментальной деятельности с детьми можно применять методы наблюдения, рассматривание натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтение познавательной литературы, а так же использовать художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.
- Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
-Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый реб нок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
- Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаю Вас в сказку-действие.
- Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
- Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1.
Оборудование: (цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.)
Воспитатель: - Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. - Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Воспитатель: - Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2.
Оборудование: (стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.)
Воспитатель: - Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
- Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
- Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. - В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Воспитатель: - Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.
Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.
Опыт № 3.
Оборудование: (миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.)
Воспитатель: - Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.
Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.
Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для лягушонка – Капитошка.
Воспитатель: - Лягушонку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.
Опыт № 4.
Оборудование: (тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.)
Воспитатель: - Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
- Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!
- Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого
пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.
Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Воспитатель: - Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него еще осталось очень, много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.
Вывод: - Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с
детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Спасибо вам большое.