Ольга Егорова
Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудован
Здравствуйте уважаемые педагоги!
Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему «Развитие мелкой
моторики и воображения у детей с использованием нестандартного
оборудования».
Теоретическая часть
Публикация «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные
движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных
действий трё х систем: нервной, мышечной и костной.
Почему важно развивать мелкую моторику :
• навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты
(например, брать в руку предметы, так и достаточно сложные
движения (например, писать, от степени развития мелкой моторики
зависит почерк человека;
• развитие мелкой моторики у детей определяет качество жизни,
поскольку с ней связано огромное количество бытовых действий
(застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и т. д.);
• головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой
теснейшим образом, так что развитие мелкой моторики у детей
помогает им быстрее и лучше заговорить;
• несформированность графических навыков и умений мешают ребёнку
адекватно изображать объекты предметного мира, что влияет наего
самооценку. В последнее десятилетие во всем мире значительно
возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы
с письмом. Это связывают с тем, что раньше не использовали детскую
обувь и одежду на липучках. Дети ежедневно тренировали свои
пальчики, завязывая шнурки, застёгивая пуговицы и крючки на одежде,
т. е. мелкая моторика развивалась за счёт самых обыденных действий.
Так как учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с
развитием речи у ребёнка, следовательно, необходимо стимулировать
моторный центр, отвечающий за движения пальцев, и тем самым
активизировать речевой центр.
Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра :
• традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструктор, мозаика,
плетение и т. д. ;
• нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) –
массажные мячики, прищепки, счётные палочки, шестигранные
карандаши, бусы, верёвочки (нанизывание, «рисование»).
Техника «Рисование верёвочкой» : предлагается детям, начиная со средней
группы;
• техника может использоваться как дома, так и в ходе организованной образовательной деятельности;
• обучению технике «Рисование верёвочкой» может быть посвящено
целое занятие или её фрагменты, которые могут быть представлены на различных занятиях.
Продолжительность занятия:
• средняя группа (4-5 лет) – 15-20 минут;
• старшая группа (5-6 лет) – 20-25 минут;
• подготовительная группа (6-7 лет) – 25-30 минут.
Задачи техники «Рисование верё вочкой: развитие мелкой моторики рук,
подготовка руки к письму;
• развитие зрительно-моторной координации;
• формирование плавности, ритмичности и точности движений;
• развитие художественно-эстетического восприятия;
• формирование способности представлять, анализировать будущий
рисунок.
Этапы освоения техники.
1. Выкладывание простых узоров.
Потребуется верёвочка. Детям предлагаются варианты образцов (волна, кривые линии, круг, овал). Задача ребёнка – выложить рисунок на образце, предварительно проведя по образцу пальчиком.
2. Выкладывание воздушных петелек. Применяется техника сходная с предыдущей.
3. Выкладывание лёгких рисунков. Наложение верёвочки на образец.
4) Выкладывание изображения животных. Наложение верёвочки на образец.
5) Наклеивание верёвочки на контур животного. Изображение животного
всегда начинается с головы, затем формируется тело. На контур рисунка
наносится клей, на него накладывается верёвочка таким образом, чтобы
получился ровный контур рисунка.
6) Раскрашивание получившегося рисунка. После того как клей высохнет,
рисунок раскрашивается соответствующими цветами.
Практическая часть.
С педагогами проводится ООД с использованием техники «Рисование
верёвочкой» по теме «Дикие животные. Ёжик» (для старшей группы).
Участники выступают в роли детей.
1. Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости пришёл лесной житель.
Каких лесных зверей и птиц вы знаете?. Молодцы, как много вы знаете. А
загадку сможете отгадать?
Иголки, лежали, лежали
Да под лист убежали.
Узнали, кто это?. Молодцы!
2. Основная часть.
Воспитатель:«Ёжик пришёл с нами познакомиться (достаёт игрушку ежа). Ребята, Ё жик спрашивает: а вы что-нибудь про ежей знаете? (Подносит игрушку к уху). Где они живут, что едят?.»
Ёжик (воспитатель говорит за него) :«Ух, ты, как много вы про меня
знаете! Всё правильно, я лесной житель. А ем я то, что найду в лесу –
орехи, ягоды, грибы…».
Воспитатель: «А ещё, Ёжик, мы про тебя стихи знаем. Расскажем, ребята?. (воспитатель раздаёт “детям” массажные мячики, под его руководством они выполняют действия с мячиками).
Серый ёжик весь в иголках
(мячик положить на правую ладонь, каждым пальцем левой руки
поочерёдно нажать на бугорки мячика, затем поменять руки,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной
(мячик катается между ладонями).
Ёжик добрый, а не злой»
Ё жик:«Вот это да! Спасибо, ребята, мне очень приятно. Как вы думаете –
зачем мне иголки?. Молодцы, всё про меня знаете!»
Воспитатель:«Ёжик, ты пришёл к нам в гости, рассказал немного
про себя – и где живёшь, и что делаешь, и зачем тебе иголки. И мы с
ребятами хотим сделать тебе подарок. Необычную картину. Согласен?.
Ребята, сделаем подарок?.»
Ё жик:«Подарок? Конечно, хочу! Ой, как здорово!
Воспитатель:«Ёжик, мы сделаем с ребятами твой портрет. Так что
пока посиди, отдохни».
(Воспитатель раздаёт каждому ”ребёнку” шаблон с нарисованным
контуром ёжика и приготовленные нитки. Задача “детей” – выложить
нитки по контуру, приклеить, а затем раскрасить свою работу. Воспитатель также создаёт портрет.)
3. Подведение итогов.
Ё жик:«Вот это да! Подарок так подарок! Спасибо вам, ребята, что так
много знаете про меня, да ещё и подарки сделали!».
Воспитатель:«Приходи к нам ещё в гости, Ёжик!».
(Воспитатель дарит Ёжику свою работу на память, “детские” работы остаются у их авторов.)
Ё жик:«Спасибо, ребята! До встречи весной!» (Ежик уходит. Воспитатель прячет игрушку.)
Подведение итогов (анализ)
Участники обмениваются впечатлениями.