валентина ильясова
Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста посредством световосприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому вопросы сенсорного воспитания и развития, на мой взгляд, актуальны всегда.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста посредством световосприятия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Мышление ребенка до 3лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Психологи считают, что среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях. Я в своей работе постаралась сделать процесс восприятия более ярким. Новизна моей работы состоит в том, что к восприятию света, звуков, величины, формы и тактильных ощущений, я добавила восприятия света, пыталась это сочетать целями задачами сенсорного воспитания.
Результативность моей работы можно проследить в двух направлениях:
1. Овладения детьми сенсорными эталонами.
Использование изменяющего светового фона помогает закрепить полученные знания. С помощью цветоощущений в различных видах деятельности по сенсорному развитию и воспитанию у детей поддерживается интерес к данной деятельности.
2. Поддержание положительного эмоционального фона, релаксация и регуляция поведенческих реакций.
Маленькие дети переполнены энергией, легко переходят от активности к пассивности обратно, но необходимость выдерживать интенсивный и далекий от естественного ритм жизни приводит к тому, что достигнуть состояние расслабления им становится сложнее. Неумение расслабляться негативно влияет на здоровье и жизненный тонус.
Использование изменяющего светового фона на занятиях помогает мне организовать детей, вызвать радость от деятельности, формировать умения расслабляться, что способствует снятию психического напряжения и мышечному расслаблению. Такие приемы работы также помогают мне в период адаптации.
Сегодня мы с вами рассмотрим возможности сенсорной комнаты в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Постараемся по-новому взглянуть на вопросы сенсорного воспитания путем активизации всех анализаторов.
Для своего мастер-класс я выбрала высказывание Л. Н. Толстого: «Правильный путь таков – усвой то, что, сделали предшественники, - и иди дальше».
Я расскажу вам о нетрадиционных приемах развития сенсорных способностей, а именно с помощью изменения светового фона и восприятия света.
В нашей группе живет Светлячок, который всегда сопровождает нас на таких занятиях. Я вас прошу с ним познакомиться и отправиться в путь.
Светлячок, светлячок
Очень яркий огонек,
Ночью в тишине сидит,
Очень весело горит.
Здесь нас встречает друг Светлячка и хочет поиграть (игра «Спрячь Светлячка»). С помощью этой игры закрепляем знания цвета у детей. Также для этой цели использую следующие пособия: цветные пластинки, подружку Светлячка – мигающую звездочку, домик Светлячка.
Посмотрите, какие интересные, красивые домики. А Светлячок спрятался от нас. В домике, с окошком какого формы спрятался Светлячок? Также данное пособие использую для отражения формы окошко на стене.
С помощью фильмоскопа мы закрепляем величину, длину, высоту. А главное – это забава для детей. С помощью пальчиковых игр развиваем мелкую моторику рук и координацию движений через сказки, потешки.
Звонко капает капель: кап, кап, кап,
Не пройти лисички к норке, не забрызгав лап.
На носки лисичка наша поднялась,
Да случайна прямо в лужу бух, упала.
На пригорку белый заинька стоял
И лисички нашей лапу подавал.
А теперь предлагаю побыть вам музыкантами (раздаю перчатки с нашитыми пуговками, дощечки).
В развитии слухового восприятия использую свет как сюрпризный момент.
Теперь нас ждут в гости «Цветные шарики». ( Даю задание: Найти и раскрыть все красные огоньки. Сделать дорожку из огоньков короткую, длинную.) Данное пособие является многофункциональным и несет несколько функций: закрепление цвета, математическое развитие, развитие тактильного восприятия. Еще одно пособие для тактильного восприятия – рисование по песку с подсветкой. Светлячок прячется, а дети изображают на песке желаемое.
В нашей сенсорной комнате есть еще пособия: гирлянды, свечи, светоотражающие звезды. Все представленные пособия использую, когда ставлю задачу закрепить те или иные знания детей.
В заключении мне хочется сказать, целители древности не случайно использовали в лечении цвет, т свет, музыку и запахи, ка средства, благотворно влияющие на состояние нервной и других систем организма.
Энергия радости, наполняющая человека через зрительный центр, образуется от любования окружающим миром. Через слуховой центр – от слушания тишины, шороха листвы, наслаждения шумом дождя, красивой, спокойной, народной или классической музыки, протяжной песни. Вкусовым анализаторам необходимы натуральные раздражители. А обонятельным рецепторам, не запахи выхлопных газов и бытовой химии, а запах цветов, ароматы фруктов, свежести раннего утра, новогодней ёлки, леса… лишь тогда ребенок развивается, а взрослых сохраняет свое здоровье.