Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства»

Оксана Попова
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства“» размещена в разделах

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Актуальность темы мастер-класса :

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Рисование для дошкольника является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенок. В процессе взросления ребёнок развивает зрение и умение видеть, постигает формы, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить знания и представления о мире.

В связи с этим, процесс изодеятельности является не только процессом усвоения знаний и навыков, а умением воспринимать окружающий мир, и передавать его в рисунках.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) существуют нетрадиционные техники.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя",

можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Актуальность. Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования решаются некоторые задачи развития речи :

формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи;

различные изобразительные материалы, новые технические приёмы требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением, и тем самым создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики;

результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития;

кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :

•Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата даже не имея навыков рисования.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному».

Нетрадиционные техники рисования

в разных возрастных группах детского сада

Младшая группа (2-4 года)

рисование жесткой полусухой кистью

пальчиком

рисование ладошкой

рисование ватной палочкой

печатками из картофеля

оттиск пробкой

Средняя группа (4-5 лет)

оттиск поролоном

оттиск печатками из ластика, листьев

восковые мелки + акварель

свеча +акварель

рисование мятой бумагой

монотипия предметная

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

монотипия пейзажная

рисование зубной щеткой

расчесывание краски

набрызг

воздушные фломастеры

кляксография с трубочкой

фотокопия – рисование свечой

граттаж черно- белый, цветной

рисование нитками

рисование солью, рисование песком

МАТЕРИАЛЫ

Для освоения нетрадиционных рисования используется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту :

• Бумага

• Гуашевые и акварельные краски

• Кисти

• Восковые и цветные мелки

• Парафиновая свеча

• Маркеры фломастеры

• Простые и цветные карандаши

• Зубная щетка

• Бумажные салфетки

• Доски для лепки

• Плакатная тушь

• Высушенные цветы и листья

• поролон

А также дополнительные средства: бумажные салфетки, палитра, коктейльная трубочка, высушенные цветы и листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль,черная плакатная тушь, нитки и т. д.

Рисование ладошкой

Печать от руки - очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Рисование ладошкой

Возраст : от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей. Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.)

Рисование пальчиками

Возраст : от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не важно что он нарисовал и как он нарисовал, важно то с каким удовольствием он это делает.

Оттиски:

Оттиск печатками из овощей и фруктов

Дети любят рисовать, используя штампы и печати. Одно движение – и на чистой бумаге вдруг как по волшебству появляется рисунок. Печати и штампы расширяют возможности ребенка – с ними без особых усилий даже годовалый малыш может создать красивую картинку. Это еще один интересный способ рисования, который будет еще интереснее, если использовать не совсем обычные штампы: например, штампы из яблок и других фруктов, из овощей

Оттиск поролоном

Возраст : от четырех лет.

Средства выразительности:

пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения : ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск мятой бумагой

Возраст : от четырех лет.

Средства выразительности:

пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Рисование мятой бумагой

это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Отпечатки листьями

нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.

Отпечатки листьев

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Печатаем картинки - плоское изображение окружающих предметов

Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.

Материалы:

трафареты, гуашь, бумага.

Ребенок наносит кисточкой краску, закрашивает кубик или

пробку и делает оттиск

Восковые карандаши + акварель

Возраст : от четырех лет.

Средства выразительности:

цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения :

ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным.

Монотипия

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.

Монотипия предметная

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Монопития – рисование на целлофане

Средства выразительности: цвет, пятно, линии.

Материалы:

целлофан, дощечка для лепки, краски, бумага.

В гладкий целлофан (фаил) помещают несколько цветов краски. Ребенок рисуют краской с помощью палочки

или пальцем.

Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видома. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра.

Рисование тычками

жесткой кисти

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски.

Рисование вилкой

Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи нее можно рисовать красками замечательные рисунки.

Техника «набрызг» заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные. Набрызг используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. Для получения силуэтного изображения на фоне набрызга применяют шаблоны, а для многослойного набрызга используют несколько шаблонов

«Набрызг» зубной щеткой

Рисуем мыльным пузырями

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

Рисование мыльными пузырями

Средства выразительности: пятно, цвет, фактура.

Материалы:

бумага, гуашь, жидкое мыло, коктельные трубочки.

В невысокой банке развести жидкое мыло, добавить гуашь. Коктельной трубочкой взбить пену. Сделать оттиск на бумаге. Дорисовать кистью листья и веточки.

Рисование мыльными пузырями –веселое и увлекательное занятие.

Рисование чаем

с помощь материалы: бумага,чайные

пакетики,акварель,кисти

пакетиков Способ изображения :

чайный пакетик опускают

в теплую воду, затем при

жимают к листу бумаги,

наносят различные по

форме и направлению

пятна. Образовавшиеся

пятна дорисовывают аква

релью.

Рисование зубной пастой

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.

«Фроттаж»

Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.

«Граттаж»

Кляксография - это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.

Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.

Кляксография

Кляксография

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне.

«Пластилинография»

Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д. Так же эту технику можно использовать в работе с песком и солью.

Ниткография – это интересная техника рисования нитями. В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.

Мраморная бумага – это нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.

Рисование пеной

Рисование на пене

Рисование шерстью

Шерстяные картины отличаются особой акварельной нежностью красок и теплотой фактурой, хочется назвать ее ласково «Шерстяная акварель». Знакомство с новой уникальной техникой «Живопись шерстью», дарит ребенку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками. Дети получают возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Так же рисование шерстью — это прекрасная цветотерапия, ведь в процессе используются преимущественно яркие цвета, которые так любят дети

Техника нетрадиционного рисования граттаж.

Граттаж- это выведение изображений путем процарапывания острым предметом, например зубочисткой

Нам понадобится:

Лист белой бумаги.

Восковые карандаши.

Гуашь черного цвета.

Зубочистка

Закрашиваем лист разноцветными цветными мелками

Закрашиваем работу густой гуашью, не добавляя воду!

Когда гуашь высохнет, процарапываем зубочисткой изображение. Работа готова

Следующий метод – монотипия. Монотипия- это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток

Для работы нам понадобится:

1. 2 листа белой бумаги А4

2. цветная гуашь

3. пена для бритья (без запаха)

4. линейка

5. кисточка

6. одноразовая вилочка

Встряхните и нанесите небольшое количество пены для бритья на лист бумаги.

Равномерно распределите пену по всему листу линейкой.

Нанесите по краям гуашь и распределите ее вилочкой, проводя волнистые линии.

Нанесём цветную гуашь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся. Примерно представляя, где и какие будут цветы. Наносим рисунок: для изображения цветочков - берём кисть обратной стороной или зубочистку, ставим в центр капельки и, двигаясь по спирали от центра к краю, рисуем цветок-завитушку. Следите, чтобы цветы не сливались.

Кисточкой рисуем стебельки и вазочку, вазочку зарисовываем вилкой

Положите сверху на пену лист бумаги и немного прогладьте поверхность.

Аккуратно снимите верхний лист бумаги.

Одним движением соскребите пену линейкой с верхнего листа.

Оставьте картинку высыхать.

Вот и готовы цветочки в вазе!

Вот так многогранна и интересна техника монотипия

Рекомендации педагогам

используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, где существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства»
Опубликовано: 14 июля 2022 в 17:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы изобразительного искусства»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД