Москалева Яна Сергеевна
Мастер-класс для педагогов «Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов»
▼ Скачать + Заказать документы
«КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов».
Подготовила: Учитель-логопед Я. С. Москалева
Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста средствами игровых приемов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Ход мастер – класса:
I.Организационный момент.
Приветствие педагогов.
Сообщение цели мастер-класса.
II.Теоретическая часть.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика логопедической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив все усилия – логопеда и родителей.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
III.Практическая часть.
1. Разминка.
Послушайте стихотворение:
«Гастроном».
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте вместе с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов (карточка со словом здоровье перед глазами педагогов).
ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред, родео, ведро, двор.
2. Объявление темы мастер-класса.
Сейчас я обозначу некоторые предметы словами детей, у которых нарушена слоговая структура слова, а вы, попробуете догадаться, какой предмет я назвала.
«атобу» - АВТОБУС
«мидой» - ПОМИДОР
«кастуя» - КАСТРЮЛЯ
«бизяна» - ОБЕЗЬЯНА
«кумника» - КЛУБНИКА
«таейка» - ТАРЕЛКА
- Вы наверное догадались, что случилось со словами - нарушен контур слова, трудные звуки заменены более простыми по звучанию и всё это не даёт возможности понять, о чём идёт речь.
Тема нашего мастер-класса:
«Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов».
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематических процессов специалисты и родители уделяют много времени. И сегодня мы с вами познакомимся и поиграем в игры, которые способствуют развитию и становлению фонематических процессов.
Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?» (участвуют все педагоги).
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры.
Оборудование: предметные картинки на определённый звук.
Описание игры:
В игре участвуют 2-4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.
Дидактическая игра «Урожай» (участвуют 2 педагога).
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Развивать фонематическое восприятие. Дифференцировать звуки (р)-(л, (рь)-(ль, (р)-(рь, (л)-(ль).
Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод.
Описание игры:
Участники идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, произнося слова:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте, скорей садись,
В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые звуки - (р, (л).
Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат…
Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (рь, (ль).
(выполняют все педагоги).
Дидактическая игра «Вершоки - корешоки».
Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания.
До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки, а у других – то, что растёт в земле (корешки).
Участникам нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т. д., и приседать, когда логопед назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.
Кинезиологическая физминутка (участвуют все педагоги).
Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).
Сочетать с произнесением слогов: са-ша… (шо –со, су-шу, ши-сы, жа-за, и т. д.).
Упражнение «Колечко».
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: ба-па –ба-па, бо-по - бо-по и т. д., та-да - та-да, до-то-до - то и т. д.).
Живая азбука.
Цель: развитие звукового различения.
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде участники должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Заколдованное слово.
Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слов.
Ведущий рассказывает участникам историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.
Путаница.
Цель: развитие звукового различения.
Нужно обратить внимание участников на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует прочесть ему самому следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
Рефлексия
- Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно наблюдали наш мастер-класс. Сделайте хлопок те педагоги, которые приняли в нём участие.
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных игр для развития одной из важных составляющих речи – фонематических процессов. Благодарю всех за внимание участие в нашем мероприятии.