Лариса Батыршина
Мастер-класс для педагогов «Использование эффективных приемов заучивания стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Использование эффективных приемов заучивания стихотворений и формирования способностей детей к выразительному чтению»
Цель:
- ознакомление педагогов с нетрадиционными методами заучивания стихотворений, методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, с приемами интонационной выразительности речи детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование эффективных приемов заучивания стихотворений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов заучивания стихотворений дошкольниками;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов;
- дать понятие о составлении схем стихотворений, использовании мнемотаблиц;
- дать рекомендации педагогам по использованию приемов развития интонационной выразительности речи детей.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, кубики, пуговицы, клубки шерстяных ниток.
СЛАЙД 2.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Виссарион Григорьевич Белинский
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание – обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.
Я хочу поделиться с вами опытом работы по заучиванию стихотворений с детьми нетрадиционными способами.
СЛАЙД 3
Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных способа запоминания:
Визуальный (наглядный) способ заучивания. Его часто путают с простым показом книжных иллюстраций. В данном случае – это мнемический план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.
СЛАЙД 4.
Мнемический план может представлять собой как построчное изображение предметов и действий, отображенных в стихотворении, так и изображение каждого слова в стихотворении, если это приемлемо для произведения. Такой способ значительно сокращает время заучивания произведения, так как большинство детей заучивают стихотворение уже на этапе составления мнемического плана.
СЛАЙД 5
ВИДЕО С ДЕТЬМИ
«Кошка на окошке рубашку шьет, Лошадь метлою избушку метет,
Курочка у печки блины печет, Гусь с коромыслом к колодцу идет».
ЗАРИСОВКА СХЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ.
Праздник армии Российской наступает в феврале.
Гонит, гонит ветер резкий снег колючий по земле.
Он сугробы наметает, клен качает у ворот.
Детский сад гостей встречает и привет ребятам шлет.
СЛАЙД 6
Двигательный – после проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание.
Взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении, показывает, какие движения они будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Главное, чтобы ребенок представлял все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Например: Стихотворение Сергея Михалкова «ЩЕНОК»
Давайте придумаем движения.
Я сегодня сбилась с ног – (руки к поясу)
У меня пропал щенок. (руки к голове)
Два часа его звала, (руки ко рту)
Два часа его ждала, (руки полочкой)
За уроки не садилась (пальчиком вправо-влево)
И обедать не могла. (повороты головой вправо-влево)
Какие еще можно использовать игровые приемы? Например:
СЛАЙД 7 (1)
Так же можно предложить ребенку взять длинную толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Затем вместе с ним, ритмично «наматываем» строчку за строчкой на пальчик. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Возьмите, пожалуйста, нитки, и попробуем «наматать» стихотворение про Родину.
Лучшая на свете
Российский край, моя земля, Родимые просторы!
У нас и реки, и поля, Моря, леса и горы.
Кроме наматывания нити можно использовать нанизывание бусин, строительство башни из кубиков, выкладывание пуговиц, шариков, желудей, шишек и т. д.
СЛАЙД 7 (2)
Кроме того, разучивая стихотворение можно его прошагать, прохлопать, протопать. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.
СЛАЙД 8
Следующий способ заучивания – слуховой.
Предложить ребенку включить в голове магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение.
Можно использовать такой игровой прием :
«Эхо» - первую строчку читает взрослый с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку повествовательно.
Н-р: Наша елка высока? Наша елка высока!
Достает до потолка? Достает до потолка!
Или: взрослый читает шепотом, а ребенок повторяет громко.
Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку.
Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
СЛАЙД 9
Учим стихи построчно (ВИДЕО).
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Давайте выучим стихотворение «Волшебная расческа», для этого нужно 8 человек, выходите, пожалуйста.
Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.
Быстро выучить стихотворение недостаточно, нужно уметь его рассказать так, чтобы вызвать определенные эмоции у слушателей.
Для развития интонационной выразительности можно использовать такие игровые приемы :
СЛАЙД 10 (ВИДЕО)
Чтение стихотворения с различным настроением (грустно, испуганно, весело, сердито, удивленно, возмущенно).
С. Есенин «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
СЛАЙД 11 (ВИДЕО) Выделять голосом значимое слово в строчке.
Шесть мышат в камышах шуршат.
СЛАЙД 12 (ВИДЕО) Чтение стихов-диалогов по ролям
Кто первый (В. Орлов)
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
СЛАЙД 13 (ВИДЕО) «Театральный».
Волк и лиса. (С. Я. Маршак)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали Правый бок,
Хвост отгрызли в драке! –
Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Для развития силы голоса можно попросить ребенка уйти в другую комнату, и оттуда громко прочитать стихотворение.
СЛАЙД 14 (ВИДЕО) И завершить свое выступление хочу небольшим видео. Спасибо за внимание!