Карина Фомина
Мастер-класс для педагогов «Путешествие к птице желаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Управление образования Администрация города Новочеркасска
Мастер-класс для педагогов по использованию музыкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ
Подготовила: Фомина К. В.
муз. рук. МБДОУ детского сада № 20
г. Новочеркасск
2018г.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов дошкольного в вопросе использования музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие к птице желаний“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
- познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья - музыкотерапией.
- систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.
Предполагаемый результат: заинтересованность участников мастер - класса в использовании музыкотерапии по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья у детей с ОВЗ.
Ход мастер-класса :
- В настоящее время для нас, педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. С открытия нашего детского сада присутствуют дети с задержкой психического развития и с общим нарушением речи. Многие педагоги ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я в своей деятельности использую один из таких методов - музыкотерапия. Она способствует раскрытию творческих способностей и органичному течению педагогического процесса. Сегодня я предлагаю Вам поучаствовать в мастер-классе по проведению занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использование сказочного сюжета.
- Существует такой метод активной музыкотерапии - как улыбкотерапия. Она направлена на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, адаптацию к окружающей среде. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже положительно смотрит на мир и на людей.
- Сейчас я Вам предлагаю встать в круг и поучаствовать в Улыбкотерапии: повторяем движения со словами: Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечные лучики и отдали другу. Появился положительный настрой на дальнейшую деятельность?
- Ни одно музыкальное занятие не обходится без приветствия! Предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью вокалотерапии как одной из форм музыкотерапии. А сделаем мы это при помощи Валеологической песенки-распевки с оздоровительным массажем «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
2. Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны
- При проведении занятия с детьми мы можем перевоплотиться и перенестись в сказочный мир при этом использовать музыкальное сопровождение, что способствует положительной атмосфере.
(звучит музыка, слайды). Где-то далеко-далеко, за морем-океаном, есть тридевятое царство, тридесятое государство, в котором все прекрасно, где всегда звучит музыка. В этой сказочной стране живет чудесная птица Желаний. Эта птица неземной красоты. Она дарит всем радость, добро и веселье (музыку выключить).
- А вы хотите попасть в сказочную страну к волшебной птице Желаний?
Ответы.
- Открою вам тайну, чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно поверить в чудо. Вы верите, в чудеса? Тогда давайте закроем глаза и скажем: «Я верю в чудеса» и тогда оно, чудо, произойдет. (звучит музыка, все закрывают глаза, говорят слова. Открывают глаза).
- А теперь я Вам предлагаю использовать одну из форм музыкотерапии – танец. Мы с детьми отправляемся в дорогу. Нам поможет добраться до птицы Желаний, конечно, … (музыка). А точнее сказочная музыка, которая называется «Вальс друзей». Предлагаем детям повторять за нами дружно все движения и тогда быстро доберемся до сказочной страны.
Коммуникативный танец «Вальс друзей»
Музыкальное сопровождение С. Коротаевой
- дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу. Руки соединены «лодочкой». Все поют:
Потанцуй, ты со мной, пары покачиваются из стороны в сторону,
Тихо покружись, кружатся, отпустив руки,
Улыбнись нежно мне, покачиваются,
И остановись. Останавливаются,
Шаг назад,
Шаг вперед,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлопают в ладоши,
Обнялись,
Шаг назад, шаг вперед,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Расстались! Дети внешнего круга переходят к новому партнеру, танец повторяется с новым партнером.
- При проведении занятий с детьми мы можем использовать интерактив, показать сказочную страну, до которой мы должны дойти. Здесь много разных сказочных героев. Хотите узнать, кто же живет в волшебной стране? Давайте посмотрим.
(Просмотр слайдов с изображением злых сказочных героев под музыку
«В пещере горного короля», Э. Григ)
- Для активизации речевой деятельности детей можно задать ряд вопросов: Кого вы увидели? Какой у них характер?
-Посмотрим вот на эти лица и определим, какое же настроение было у этого музыкального произведения. Почему?
-Мы с вами попали в темную пещеру! Как же нам из неё выбраться? Ответы
- Здесь мы можем сделать гимнастику для глаз с детьми с помощью лазера и обыграть ее следующим образом:
-Посмотрите, кажется, я вижу маленького светлячка, может он поможет нам найти выход! Попробуем проследить за ним! Данная гимнастика расслабляет, снимает усталость, стимулирует работу слезных каналов, улучшает зрение.
- Можно провести гимнастику, в ходе которой, воспитанники должны глазами рисовать геометрические фигуры и предметы:
• Смотрим вверх-вниз.
• Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
• Рисуем взглядом квадрат.
• Рисуем глазами бантики.
• Часто-часто моргаем веками - как бабочка машет крылышками.
- После того как нашли выход из пещеры, мы можем оказаться на цветочной полянке, где мы встречаем добрых героев сказок, которые приготовили для нас музыкальные инструменты! Здесь предлагается использовать еще одну из форм музыкотерапии – музицирование на музыкальных инструментах.
Посмотрите, какая чудесная полянка, предлагаю посмотреть, кто здесь живет!
(Просмотр слайдов с изображение добрых сказочных героев под музыку «Детская полька», М. Глинка)
Так же можно задать вопросы о характере героев и настроении музыки.
-Посмотрите, кажется, добрые сказочные герои оставили нам подарок! Это же музыкальные инструменты, они не простые, а волшебные! Хотите оживить своей игрой на них, волшебную музыку, чтобы она еще больше засверкала и заискрилась? Тогда давайте возьмем музыкальные инструменты и сыграем на них!
- Детям предлагается поиграть на музыкальных инструментах, при помощи видеоряда на музыку «Новогодняя полька» Т. Морозовой. Применение детских музыкальных инструментов, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности и способствует развитию внимания и мышления. Так же под предложенную мелодию, можно поимпровизировать, тем самым развить слуховое восприятие и сформировать жизнерадостное настроение.
- Как сразу чудесно засверкала и ожила эта волшебная музыка! Но, нам пора отправляться дальше! Перед нами море, нам его придется переплыть! Вы готовы? Предлагаю вам, сделать это с помощью игры «Море волнуется», здесь мы применяем игротерапию. Предлагаю вам присесть на стулья, поставленные по кругу. Я буду капитаном. Придумайте, каким сказочным морским обитателем вы будете. Я начну двигаться по внешнему кругу за вашими спинами, при этом называя Вашего персонажа Все названные мною «предметы» выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан выкрикивает: - «Море волнуется!» вы начинаете двигаться, изображая волны. Команда капитана «Море утихни» служит сигналом к тому, что нужно как можно быстрее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула выбывает из игры.
- Игра проводится под предложенную мелодию!
«Шторм» А. Вивальди
- Какое же море было бурное, сложно было его переплыть! Вы, наверное, немного устали! Я думаю, можно немного отдохнуть. Предлагаю вам сделать самомассаж. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений.
По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.)
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)
Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.) А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.)
Даже щечки побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.)
По коленкам - шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.)
По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.)
По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)
Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине.)
Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди.)
Справа - можем! Слева - можем!
И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева.)
И погладим мы себя.
Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)
- Детям младшего дошкольного возраста предлагается сделать "Паровозик", взять в руки мячик и покатать впередистоящему по спине. Это очень полезно и приятно.
- Массаж и самомассаж, так же, относятся к здоровьесберегающим технологиям.
- Музыкоцветотерапи –это одна из форм интегративной музыкотерапии. Скажите, а вы не забыли, зачем мы пришли в сказочную страну? А хотите, чтобы птица Желаний показалась вам? Для этого нужно закрыть глаза и 3 раза сказать волшебные слова: «Солнце в месяц обернись, чудо-птица покажись!»
Птица (видео). Здравствуйте! Я - птица Желаний. Я всем дарю добро и радость. Спасибо, что вы пришли в мою сказочную страну! За это я хочу подарить вам подарки! Волшебных птичек, которых вы сможете сами украсить!
- Я предлагаю, каждому из вас, украсить свою птицу Желаний, при помощи нетрадиционных материалов! А сделаем мы это, под волшебную музыку! Попробуйте предать свои эмоции, полученные от музыки перенести на птичку!
Звучит музыкальное попурри.
- Рисование птицы Желаний ( метод цветотерапии: сближение детей, эмоциональное и моторное самовыражение, актуализация положительных эмоций).
Птица. Посмотрите, какие замечательные птички у вас получились. Я желаю вам, чтобы вы всем и всегда дарили только хорошее настроение и добро. Ну, а мне пришла пора прощаться с вами. Приходите еще к нам, в сказочную страну. Я очень буду рада вас видеть. До свидания!
- Ну вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться обратно! Предлагаю закрыть глаза и вновь произнести волшебные слова, которые помогут нам вернуться в детский сад: «Чудо сотворись, сказка завершись»!
- Мы с вами вернулись обратно в детский сад!