Приложение МААМ

Путешествие в мир поэзии. Поэзия нонсенса. Мастер-класс для педагогов

Людмила Сеничева
Путешествие в мир поэзии. Поэзия нонсенса. Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, 21 марта мы праздновали Всемирные день поэзии. В нашей стране этот праздник отмечается сравнительно недавно. Он позволяет сохранять связь времен и поколений через слово и творческое самовыражение, обогащает жизнь человека и в частности детство яркими впечатлениями, делая его самобытным и важным периодом, что является одним из главных принципов ФГОС ДО.

Наверняка, каждый из вас хоть раз в жизни пытался сочинять стихи. Вот, дети это точно делают с большим удовольствием, правда взрослым иногда кажется, что они придумывают какую-то чепуху и бессмыслицу, например, кто не помнит: «маленький набит валенкой, а большой набит лапшой», «жадина-говядина, пустая шоколадина…»

Публикация «Путешествие в мир поэзии, Поэзия нонсенса, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах

А вы можете вспомнить что-то подобное из своего детства?

Вырастая, многие взрослые забывают, что эти «глупости» были когда-то их любимой забавой. Иногда эти «поэтические цепочки» достигают такой длины и степени абсурдности, что приводят многих родителей в ярость и негодование. Но дети только веселее смеются, поднимая себе настроение. Значит, они испытывают определенную потребность в этом словотворчестве. Я попыталась выяснить истоки этого явления.

Я хочу вам сегодня предложить совершить небольшое путешествие в мир необычной поэзии. Послушайте, пожалуйста, эти стихотворения:

Владелица виллы в Салониках

Была удивительно тоненькой.

Захотела в прохладу испить лимонаду –

И упала в бокал сквозь соломинку.

Жил старик по фамилии Белл.

Только кашу на завтрак он ел.

А чтоб было вкусней,

В кашу пару мышей

Добавлял старый лакомка Белл.

Жил мальчик вблизи Фермопил,

Который так громко вопил,

Что глохли все тетки,

И дохли селедки,

И сыпалась пыль со стропил.

1. Какие эмоции эти стихи вызвали у вас?

2. Вам понравились они?

3. На что они похожи? (На нелепицы, небылицы, частушки и т. д.)

Когда эти чудаковатые стихи слушают дети, то чаще всего они от души хохочут. В них всего пять строк, нет назидания, нравоучения. А многие взрослые говорят, что это полный бред, в то время, их не удивляет, что «сито скачет по полям, а корыто по лугам» или, что «Робин Бобин скушал 40 человек».

Историю появления и создания этих стишков невозможно отделить от жизни их автора. Исполнилось им уже почти 200 лет.

В 1846 году в Лондоне вышла в свет маленькая книжка со странным названием – «Книга бессмыслиц», на ее обложке не было имени автора, а был изображен полный мужчина в окружении смеющихся детей, которые рвут эти книжицы у него из рук.

Книжка разошлась мгновенно. Веселые «бессмыслицы», или «нонсенсы», как их называют англичане, пришлись по душе юным читателям, уставшим от назидательных сочинений, которыми их пичкали родители и педагоги. Таких смешных книжек им еще не попадалось. Два следующих издания этой книги разошлись с такой же поразительной быстротой. И искали их уже не только дети, но и взрослые. А имя автора книг появилось лишь на третьем издании – Эдвард Лир. Никто никогда о таком не слышал и даже не представлял, что имя автора этой маленькой книжки «бессмыслиц» войдет в историю английской литературы, а третье издание её будет выставлено в национальной сокровищнице – Библиотеке Британского музея.

Кто же был этот загадочный Эдвард Лир, и как ему пришла в голову мысль писать необычные стишки?

Родился в благополучной и преуспевающей семье, где было 15 детей. Но когда Лиру исполнилось 13 лет, отец обанкротился и попал в долговую тюрьму, а мать, продав семейный дом и часть имущества, посвятила себя освобождению мужа. Дети были предоставлены сами себе. Эдварда воспитала старшая сестра, заменившая ему любящую мать. У Лира очень рано обнаружился прекрасный дар к рисованию, что снискало ему славу художника. Выполняя один заказ в имении известного лорда, он очень сдружился с его детьми. Они были для него куда более интересными собеседниками, чем чопорные англичане высшего общества: непритворными и веселыми. Именно для них он рисовал смешных персонажей и придумывал к ним стихи.

Я предлагаю сыграть в игру «Найди пару». Перед вами на экране иллюстрации Лира к его стишкам. Я буду читать стих, а вы будете называть номер иллюстрации, которая ему соответствует.

Грациозный старик из Вероны

Станцевал две кадрили с вороной.

Хоть вокруг говорили,

Что такие кадрили –

Это просто позор для Вероны!

Молодая особа из Фриско

По натуре была маринистка.

Взгромоздясь на сосну,

Знай глядит на волну,

Но не хочет уехать из Фриско.

К пожилому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

В тот же день уползла анаконда.

К привлекательной леди из Капуи

Часто птицы садились на шляпу, и

Говорила с любовью:

«Пусть сидят на здоровье!» -

Та приятная леди из Капуи.

Молодая особа из Тира

Пыль сметала метелкою с лиры

И при этом от скуки

Просто райские звуки

Извлекать научилась из лиры.

Некий джентльмен объелся до коликов,

Съев шестнадцать упитанных кроликов.

И теперь коль не врет,

Больше в рот не берет

Ни худых, ни упитанных кроликов.

Может быть вы заметили какую-нибудь особенность в его стихах? (В них обязательно есть географические названия.)

Это тоже не случайно. Лиру пришлось покинуть сырую и холодную Англию из-за слабого здоровья. Он очень много путешествовал по разным странам, посвятил себя творчеству и работе. Когда Лиру было плохо и тяжело от грустных мыслей и недугов, на помощь приходили веселые шутки, забавные стихи и смешные «бессмыслицы». Его коротенькие юмористические стихи уже после смерти автора стали называть «лимерики». О происхождении этого слова спорят до сих пор, но одна из версий – название города Лимерик, в котором шутники пели веселые песни, стараясь перещеголять друг друга в невероятности и глупости.

А с какой нашей национальной забавой можно сравнить эти песнопения?

(У нас, например, это можно сравнить с пением частушек на праздниках. Причем, эта забава любима как взрослыми, так и детьми.)

Герои и героини лимериков – чудаки, нарушающие общепринятые правила поведения. В их мире есть необычная игра, неожиданные поступки, еда, одежда, неимоверной длины носы. В этом мире не притворяются, не лицемерят, не бояться болезни, смерти не дрожат перед тем, что скажут люди. Герои Лира постоянно общаются с животным миром и не смотрят на них как на существ другой породы. Это тоже не случайно. У Лира был преданный друг, который сопровождал его во всех путешествиях – кот Фосс. После смерти кота, он пережил его всего на 2 месяца.

Именно Эдвард Лир широко ввел жанр лимериков в литературу и вызвал огромное количество попыток подражать себе.

Давайте тоже попробуем сегодня сделать это.

Лимерики имеют четкую структуру строения, которую не следует менять.

Он состоит из 5 строк. Рифмуются первая, вторая и пятая строки, а также третья и четвертая. Строго определяется и содержание лимерика:

• 1 строчка представляет героя или героиню (кто, откуда, пол, возраст);

• 2 строчка – какой персонаж, каким качеством обладает или, что он сделал;

• 3 и 4 строчки – как проявляется это качество или, что из этого получилось;

• 5 строчка – какую реакцию вызывает этот персонаж или его поступок у людей.

Соблюдая эти правила, можно самим сочинить лимерик, но самое важное, что необходимо помнить – в лимерике главное – это абсолютная бессмыслица, доведенная до такой степени абсурдности, что становится смешно.

Для начала давайте потренируемся и попробуем сейчас собрать уже готовый лимерик и подобрать к нему иллюстрацию.

А теперь я вам предлагаю написать лимерик самостоятельно. А кто захочет, может его и проиллюстрировать.

Кто хочет прочесть свое поэтическое творение?

Вы испытали сложности при сочинении? Я думаю, что это вполне естественно, потому что нам сложно изменить здравомыслие и логику. Лир так же, как и дети легко перепутывает вещи как попало, путает мудрость с глупостью, переворачивает все вверх ногами и переиначивает скучную рутину обыденности.

Лимерики прекрасно помогают развивать творческие способности взрослых и детей и приобщаться к миру литературы и искусства. В нем найдена золотая середина между растянутостью романа и чрезмерной краткостью пословицы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Роль поэзии в развитии речи дошкольников» Материалы педагогического совета Консультативный материал для педагогов ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Мастер-класс для педагогов по ФЭМП Мастер-класс по математике в ДОУ Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по использованию игрового.

Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности «Путешествие в театральный мир» Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Цель: представление опыта работы по развитию творческих способностей.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по карте» Мастер - класс "Путешествие по карте" Познавательное развитие ребенка осуществляется через деятельность. Какие виды деятельности способствуют.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране» Уважаемые коллеги, приглашаю вас в путешествие по Пальчиковой стране, в ходе которого я познакомлю вас с технологией развития у дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Вышивка»Мастер-класс для педагогов «Вышивка» Цель: передача коллегам личного профессионального опыта. Повышение уровня профессиональной компетентности участникам мастер - класса. Задачи:.

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов ДОУ Мастер-класс по Сказкотерапии Воспитатель старшей группы Муртузова Зарина Ахмедовна Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию.

Мастер-класс по экологии для педагогов ДОУ «Путешествие в экологию» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109» Конспект Мастер-класса по экологическому воспитанию.

Мастер-класс «Сказкотерапия» для педагогов Валентина Угримова Мастер-класс «Сказкотерапия» для педагогов. Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности.

Мастер класс для педагогов ДОУМастер класс для педагогов ДОУ Развитие творческих способностей у старших дошкольников через формирование элементарных представлений о космосе. Проект «Космос в ладошке».

Автор публикации:
Путешествие в мир поэзии. Поэзия нонсенса. Мастер-класс для педагогов
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 07:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Путешествие в мир поэзии. Поэзия нонсенса. Мастер-класс для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сеничева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД