Людмила Сеничева
Путешествие в мир поэзии. Поэзия нонсенса. Мастер-класс для педагогов
Уважаемые коллеги, 21 марта мы праздновали Всемирные день поэзии. В нашей стране этот праздник отмечается сравнительно недавно. Он позволяет сохранять связь времен и поколений через слово и творческое самовыражение, обогащает жизнь человека и в частности детство яркими впечатлениями, делая его самобытным и важным периодом, что является одним из главных принципов ФГОС ДО.
Наверняка, каждый из вас хоть раз в жизни пытался сочинять стихи. Вот, дети это точно делают с большим удовольствием, правда взрослым иногда кажется, что они придумывают какую-то чепуху и бессмыслицу, например, кто не помнит: «маленький набит валенкой, а большой набит лапшой», «жадина-говядина, пустая шоколадина…»
Публикация «Путешествие в мир поэзии, Поэзия нонсенса, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
А вы можете вспомнить что-то подобное из своего детства?
Вырастая, многие взрослые забывают, что эти «глупости» были когда-то их любимой забавой. Иногда эти «поэтические цепочки» достигают такой длины и степени абсурдности, что приводят многих родителей в ярость и негодование. Но дети только веселее смеются, поднимая себе настроение. Значит, они испытывают определенную потребность в этом словотворчестве. Я попыталась выяснить истоки этого явления.
Я хочу вам сегодня предложить совершить небольшое путешествие в мир необычной поэзии. Послушайте, пожалуйста, эти стихотворения:
Владелица виллы в Салониках
Была удивительно тоненькой.
Захотела в прохладу испить лимонаду –
И упала в бокал сквозь соломинку.
Жил старик по фамилии Белл.
Только кашу на завтрак он ел.
А чтоб было вкусней,
В кашу пару мышей
Добавлял старый лакомка Белл.
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селедки,
И сыпалась пыль со стропил.
1. Какие эмоции эти стихи вызвали у вас?
2. Вам понравились они?
3. На что они похожи? (На нелепицы, небылицы, частушки и т. д.)
Когда эти чудаковатые стихи слушают дети, то чаще всего они от души хохочут. В них всего пять строк, нет назидания, нравоучения. А многие взрослые говорят, что это полный бред, в то время, их не удивляет, что «сито скачет по полям, а корыто по лугам» или, что «Робин Бобин скушал 40 человек».
Историю появления и создания этих стишков невозможно отделить от жизни их автора. Исполнилось им уже почти 200 лет.
В 1846 году в Лондоне вышла в свет маленькая книжка со странным названием – «Книга бессмыслиц», на ее обложке не было имени автора, а был изображен полный мужчина в окружении смеющихся детей, которые рвут эти книжицы у него из рук.
Книжка разошлась мгновенно. Веселые «бессмыслицы», или «нонсенсы», как их называют англичане, пришлись по душе юным читателям, уставшим от назидательных сочинений, которыми их пичкали родители и педагоги. Таких смешных книжек им еще не попадалось. Два следующих издания этой книги разошлись с такой же поразительной быстротой. И искали их уже не только дети, но и взрослые. А имя автора книг появилось лишь на третьем издании – Эдвард Лир. Никто никогда о таком не слышал и даже не представлял, что имя автора этой маленькой книжки «бессмыслиц» войдет в историю английской литературы, а третье издание её будет выставлено в национальной сокровищнице – Библиотеке Британского музея.
Кто же был этот загадочный Эдвард Лир, и как ему пришла в голову мысль писать необычные стишки?
Родился в благополучной и преуспевающей семье, где было 15 детей. Но когда Лиру исполнилось 13 лет, отец обанкротился и попал в долговую тюрьму, а мать, продав семейный дом и часть имущества, посвятила себя освобождению мужа. Дети были предоставлены сами себе. Эдварда воспитала старшая сестра, заменившая ему любящую мать. У Лира очень рано обнаружился прекрасный дар к рисованию, что снискало ему славу художника. Выполняя один заказ в имении известного лорда, он очень сдружился с его детьми. Они были для него куда более интересными собеседниками, чем чопорные англичане высшего общества: непритворными и веселыми. Именно для них он рисовал смешных персонажей и придумывал к ним стихи.
Я предлагаю сыграть в игру «Найди пару». Перед вами на экране иллюстрации Лира к его стишкам. Я буду читать стих, а вы будете называть номер иллюстрации, которая ему соответствует.
Грациозный старик из Вероны
Станцевал две кадрили с вороной.
Хоть вокруг говорили,
Что такие кадрили –
Это просто позор для Вероны!
Молодая особа из Фриско
По натуре была маринистка.
Взгромоздясь на сосну,
Знай глядит на волну,
Но не хочет уехать из Фриско.
К пожилому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
В тот же день уползла анаконда.
К привлекательной леди из Капуи
Часто птицы садились на шляпу, и
Говорила с любовью:
«Пусть сидят на здоровье!» -
Та приятная леди из Капуи.
Молодая особа из Тира
Пыль сметала метелкою с лиры
И при этом от скуки
Просто райские звуки
Извлекать научилась из лиры.
Некий джентльмен объелся до коликов,
Съев шестнадцать упитанных кроликов.
И теперь коль не врет,
Больше в рот не берет
Ни худых, ни упитанных кроликов.
Может быть вы заметили какую-нибудь особенность в его стихах? (В них обязательно есть географические названия.)
Это тоже не случайно. Лиру пришлось покинуть сырую и холодную Англию из-за слабого здоровья. Он очень много путешествовал по разным странам, посвятил себя творчеству и работе. Когда Лиру было плохо и тяжело от грустных мыслей и недугов, на помощь приходили веселые шутки, забавные стихи и смешные «бессмыслицы». Его коротенькие юмористические стихи уже после смерти автора стали называть «лимерики». О происхождении этого слова спорят до сих пор, но одна из версий – название города Лимерик, в котором шутники пели веселые песни, стараясь перещеголять друг друга в невероятности и глупости.
А с какой нашей национальной забавой можно сравнить эти песнопения?
(У нас, например, это можно сравнить с пением частушек на праздниках. Причем, эта забава любима как взрослыми, так и детьми.)
Герои и героини лимериков – чудаки, нарушающие общепринятые правила поведения. В их мире есть необычная игра, неожиданные поступки, еда, одежда, неимоверной длины носы. В этом мире не притворяются, не лицемерят, не бояться болезни, смерти не дрожат перед тем, что скажут люди. Герои Лира постоянно общаются с животным миром и не смотрят на них как на существ другой породы. Это тоже не случайно. У Лира был преданный друг, который сопровождал его во всех путешествиях – кот Фосс. После смерти кота, он пережил его всего на 2 месяца.
Именно Эдвард Лир широко ввел жанр лимериков в литературу и вызвал огромное количество попыток подражать себе.
Давайте тоже попробуем сегодня сделать это.
Лимерики имеют четкую структуру строения, которую не следует менять.
Он состоит из 5 строк. Рифмуются первая, вторая и пятая строки, а также третья и четвертая. Строго определяется и содержание лимерика:
• 1 строчка представляет героя или героиню (кто, откуда, пол, возраст);
• 2 строчка – какой персонаж, каким качеством обладает или, что он сделал;
• 3 и 4 строчки – как проявляется это качество или, что из этого получилось;
• 5 строчка – какую реакцию вызывает этот персонаж или его поступок у людей.
Соблюдая эти правила, можно самим сочинить лимерик, но самое важное, что необходимо помнить – в лимерике главное – это абсолютная бессмыслица, доведенная до такой степени абсурдности, что становится смешно.
Для начала давайте потренируемся и попробуем сейчас собрать уже готовый лимерик и подобрать к нему иллюстрацию.
А теперь я вам предлагаю написать лимерик самостоятельно. А кто захочет, может его и проиллюстрировать.
Кто хочет прочесть свое поэтическое творение?
Вы испытали сложности при сочинении? Я думаю, что это вполне естественно, потому что нам сложно изменить здравомыслие и логику. Лир так же, как и дети легко перепутывает вещи как попало, путает мудрость с глупостью, переворачивает все вверх ногами и переиначивает скучную рутину обыденности.
Лимерики прекрасно помогают развивать творческие способности взрослых и детей и приобщаться к миру литературы и искусства. В нем найдена золотая середина между растянутостью романа и чрезмерной краткостью пословицы.