Ирина Погодаева
Мастер-класс для педагогов «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс "Путешествие по карте"
Познавательное развитие ребенка осуществляется через деятельность. Какие виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Все виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка, формированию его познавательной сферы.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Какие типы исследований используете вы в своей работе?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие по карте“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2019
Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, путешествие по карте, путешествие по реке времени.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящих в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед нами встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.
Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте», я за основу взяла методику Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание программы по познавательному развитию детей, при ознакомлении с картой.
«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте» : обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при «Путешествии по карте» :
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. Части света, страны, природные ископаемые. Обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Дать представление о достопримечательностях, открытиях, видах спорта различных стран.
6. Познакомить с флорой и фауной каждой из частей света.
7. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
Вопрос: что означает данная задача, что значить «творческий исследовательский характер»?
Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания. Опыты, эксперименты, книги, беседы, споры. И воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Таким образом, мы определили цель, задачи и содержание данной деятельности.
«Путешествие по карте» проводила с детьми 2 раз в неделю во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, я расширила и частично изменила само содержание деятельности, учитывая интересы детей.
Материалы необходимые для работы с технологией «Путешествия по карте»
1. Глобус, физическая карта мира.
2. Атласы.
3. Иллюстрации видов транспорта.
4. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения.
5. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света.
6. Мелкие карточки-метки и наклейки для наклеивания на карту по маршруту. Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
7. Энциклопедии.
8. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
9. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».
Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Развивающая среда в группе:
1. Глобус.
2. Физическая карта мира, атласы.
3. Энциклопедии, художественная литература.
4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме.
5. Макеты.
6. Атласы с наклейками.
Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослыми.
Все макеты, альбомы, панно создавались нами в совместной с детьми деятельности после путешествия по карте.
Хочу предложить вам алгоритм работы с технологией «Путешествия по карте»
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Работа по знакомству детей с картой и глобусом начинается еще в старшей группе. У них имеются представления, что это модель Земли. Частично знают обозначение цветом природных зон.
На первом занятии, при рассматривании глобуса и карты, более подробно рассказывала детям о материках, океанах. Рассматривали и определяли, каким цветом обозначены на карте : (горы – коричневые, вода - голубая, зеленый – лес, желтый – песок.) Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности, познакомились с компасом.
Дальнейшее путешествие шло в соответствии с маршрутом выбранным детьми и воспитателем.
Итоговое занятие.
Рассмотрели карту, какие метки самые интересные. Дети вспомнили, чем особенно им запомнилась та или иная страна. Сравнили ландшафт, растительный и животный мир в похожих климатических условиях.
В конце нашего путешествия подвела детей к тому, что есть еще много мест, где мы не были, и что каждый может сам узнать об интересующей его стране, через различные источники информации: интернет, книги, телепередачи, поездки с родителями.
Как вариант хотела бы предложить такой прием при планировании «Путешествий на год».
Можно составить с детьми календарь путешествия на год, где будет распределена последовательность посещения материков и стран. Данный прием способствует поддержанию интереса детей к путешествию по карте, они смогут ощутить свою полноправную роль в данной деятельности и смогут отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения. Окончание каждого путешествия должно отмечаться на карте.
Демонстрация совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте».
1. Дети рассматривают карту и глобус.
2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.
3. Работа с энциклопедиями и атласами.
4. Наклеивание карточек-меток на карту.
5. Создание макета «Антарктида» «Южная Америка», «Северная Америка».
6. Представление макета «Египетские пирамиды», «Коралловые рифы Австралии».
7. Рассматривание макета «Мировые достопримечательности».
8. Изготовление макета «Египетские пирамиды», «Коралловые рифы Австралии».
9. Представление детьми карты ми.
10. Чтение художественной литературы с детьми.
11. Представление книги «Путешествие по планете».
12. Представление макета Земли с природно - климатическими зонами.