Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Евгения Грачева
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса :

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вспомним такие понятия, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также поговорим как мы можем использовать эту технику в работе с детьми.

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)

А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

Педагоги выполняют задание.

А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.

Книга; Тетрадь; Ножницы; Окно; Небо; Звезда; Улица; Дерево; Торт; Змея; Ковёр; Доска: Пальма; Остров; Цирк; Кресло.

Педагоги выполняют задание.

Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы! А вот для меня это новая технология, о которой я много слышала, но начала использовать только в этом году.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать, для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически, а далее ребенок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов; формирует представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Многие дети невнимательно слушают текст загадки, при отгадывании используют не все признаки, имеющиеся в загадке. Для того, чтобы дети запомнили загадку, я использую мнемодорожку или мнемотаблицу.

Составление рассказов. Например, прежде чем приступить к составлению рассказа о зиме, я провожу с ребятами предварительную работу. Мы рассматриваем тематические картинки, беседуем о том, как необходимо одеваться в холодный период, в какие игры можно играть зимой. О том, какие происходят изменения в природе, как меняется жизнь животных и птиц с приходом зимы. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Времена года мы обозначаем по первой букве- З – зима. Далее разбираем каждую картинку. Небо закрыто тучами, идет снег. Предлагаю самим составить свой рассказ.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А также в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают, что это такое.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа: Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.

1. Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.

3. После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный, или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.

На данном слайде вы видите простейшее стихотворение, переведённое в мнемодорожку.

А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.

На этом сказка.

Уважаемые коллеги, мы с Вами научились использовать в своей работе широкие просторы интернета.

Вот посмотрите какие мнемотаблицы я нашла и теперь могу использовать на своих занятиях.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).

2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.

3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.

4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Я вам рассказала, что такое мнемотехника, и теперь предлагаю поработать практически в этой технике.

Сейчас я раздам Вам задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ, ПОГОВОРКАМ, а кому-то попадётся и сказка.

Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала…

- Было трудно, но…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- У меня получилось…

- Я смогла…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 18:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД