Евгения Грачева
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса :
Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вспомним такие понятия, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также поговорим как мы можем использовать эту технику в работе с детьми.
Порой на лестнице стою,
стараюсь догадаться:
собралась подниматься я,
а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника
не в силах я понять:
поставила я что-то внутрь
или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец,
себе я ужаснулась:
не знаю — спать ли я ложусь
иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)
А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?
Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.
Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.
Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.
Педагоги выполняют задание.
А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.
Книга; Тетрадь; Ножницы; Окно; Небо; Звезда; Улица; Дерево; Торт; Змея; Ковёр; Доска: Пальма; Остров; Цирк; Кресло.
Педагоги выполняют задание.
Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.
Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.
Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы! А вот для меня это новая технология, о которой я много слышала, но начала использовать только в этом году.
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать, для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения составлению рассказов;
- пересказов художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихотворений.
Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически, а далее ребенок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов; формирует представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Многие дети невнимательно слушают текст загадки, при отгадывании используют не все признаки, имеющиеся в загадке. Для того, чтобы дети запомнили загадку, я использую мнемодорожку или мнемотаблицу.
Составление рассказов. Например, прежде чем приступить к составлению рассказа о зиме, я провожу с ребятами предварительную работу. Мы рассматриваем тематические картинки, беседуем о том, как необходимо одеваться в холодный период, в какие игры можно играть зимой. О том, какие происходят изменения в природе, как меняется жизнь животных и птиц с приходом зимы. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Времена года мы обозначаем по первой букве- З – зима. Далее разбираем каждую картинку. Небо закрыто тучами, идет снег. Предлагаю самим составить свой рассказ.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А также в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают, что это такое.
Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа: Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.
1. Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.
3. После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный, или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.
На данном слайде вы видите простейшее стихотворение, переведённое в мнемодорожку.
А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.
На этом сказка.
Уважаемые коллеги, мы с Вами научились использовать в своей работе широкие просторы интернета.
Вот посмотрите какие мнемотаблицы я нашла и теперь могу использовать на своих занятиях.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Я вам рассказала, что такое мнемотехника, и теперь предлагаю поработать практически в этой технике.
Сейчас я раздам Вам задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ, ПОГОВОРКАМ, а кому-то попадётся и сказка.
Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала…
- Было трудно, но…
- Я поняла, что…
- Я научилась…
- У меня получилось…
- Я смогла…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!