Евгения Александровна Сайкевич
Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств»
Василий Александрович Сухомлинский.
Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, народно – прикладного творчества, которые хранят в себе и передают жизненный опыт многих поколений; раскрывают духовность жизни народа.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть её культуры. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю.
К сожалению, в настоящее время наблюдается потеря интереса общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, увидеть непосредственный процесс изготовления декоративной посуды, предметов быта и игрушек.
Не может взрослый человек вдруг стать патриотом. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с промыслами народных мастеров.
В одной легенде говорится, о том, что жила на земле русской Марья – искусница, которая радовала народ рукотворной красотой. Когда Кощей Бессмертный схватил Марьюшку, она обернулась Жар – птицей. Стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. И там, куда попали перья волшебные стали появляться промыслы народные. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками.
Упало перо и в наши края. Вот так и у нас на Дону появился свой народный промысел. Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.
Я предлагаю вам составить узор на подносе по мотивам Семикаракорской росписи техникой батик.
Приглашаю вас в нашу мастерскую
(достать поднос, ткань, заготовки)
Так как ткань долго сохнет, я предлагаю работать уже на заготовленных отрезах. Определите для себя, какой фрагмент узора вы будете выполнять. Вы можете воспользоваться шаблоном, а можете создать свой собственный узор.
Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце в вышине.
В орнамент включается стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма.
Релаксация со зрителями:
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
Вернемся в мастерскую
Посмотрели на работу
Игра (4 человека)
Встаньте в круг и возьмитесь за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:
«Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я иду кольцо искать!
Пока звучит стихотворение, вы быстро передвигаете кольцо по ленте. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот человек, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот, у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.
Теперь я предлагаю вам вспомнить известные виды росписи и расписать ими данные заготовки
(Приглашаются участники)
Со зрителями мы отгадаем загадки
Посуда не простая,
А точно золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она –
Золотая… (хохлома)
Снежно-белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми (гжель)
Девицы – красавицы
Взяли поглядели,
Как переплетаются
Звонкие метели.
И рисуют девицы
Белые картинки,
Кружево стелется
Тоньше паутины…
(Кружево) Вологда на севере
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну, назовите меня (Дымково)
По розанам и купавкам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая
Это роспись…. (Городецкая)
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых, с красным маком –
Это просто чудеса!
(жостово)
Есть еще для вас игрушка
Не лошадка, не Петрушка,
Красавица девица
У нее сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница…. (матрешка)
Россия большая страна и в каждом местечке живут мастера, которые творят поистине произведения искусства!
А вы заметили, что в каждом промысле есть птицы?
И народные умельцы изображают образ птиц по-разному. Все они не похожи друг на друга, но в каждой есть своя прелесть.
Давайте вернёмся к нашим мастерицам, и посмотрим, что у них получилось.
У нас получилась наша народно – прикладная птица.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства
Образ птицы в народном искусстве несет в себе функцию оберега – символа добра, счастья, благополучия. Думаю, что наша птица тоже принесёт нам удачу. Со своими воспитанниками мы изготовили обереги и хотим вам их подарить на память.
В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.