Галина Ковальская
«Помогите ребенку преодолеть заикание». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи – в возрасте 2-5 лет.
Заикание – это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц речевого аппарата.
Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью, дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедической помощи, как правило, не проходит.
Публикация «„Помогите ребенку преодолеть заикание“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка. Иногда родители выбирают для заучивания слишком трудные стихи и для понимания, и для воспроизведения. Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены : у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь.
Не менее опасна для малышей (заикание возникает в возрасте 2-5 лет, поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. Нежелательно для ребенка этого возраста чрезмерно смотреть телевизор, частые походы в кино, цирк, театр.
Посещение кинотеатров детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется. Специальных фильмов для детей такого возраста почти нет, да и сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников. После просмотра телепередач, так же как и после посещения цирка, кино, театра, у ребенка возникает много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях. Расспрашивая взрослых, он не владея в достаточной мере речью, «захлебывается», глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается и снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи ребенка появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.
Все сказанное не означает, что совсем ребенка не нужно развивать или исключить посещения театра, кино, цирка. Но делать это надо осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.
Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях. Скандалы и конфликты, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.
Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое может возникнуть и без него.
Если ребенок начал говорить с заиканием, не надо немедленно делать ему замечания и просить говорить правильно. Следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив внимание на другую тему. Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь. Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый «режим молчания
Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей. Затем переходите на шепотную речь (которая может длиться около месяца). Шепотная речь проходит без заикания.
Своим личным примером родители должны приучать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.
Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь.
Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении.
Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате - обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки - подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т. д.
Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию : нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, - переучивать его вообще нельзя.
Дома необходимо соблюдать правильный общий и речевой режим. Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон. Отдых, прогулки. В семье должна быть спокойная доброжелательная обстановка. Под речевым режимом надо понимать строгое продолжение работы логопеда после занятий, соблюдение рекомендаций невропатолога, внимательное отношение к речи ребенка.
Заикание – вполне устранимый дефект речи. Нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью.
Наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь ребенка в форме игры. Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Организуя занятие (или отдельные его части, взрослый в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности. Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.
«Мы с игрушками играем»
Взрослый в два ряда выставляет перед детьми игрушки или картинки и читает четверостишие. Ребенок повторяет его вслед за взрослым и хлопает в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку 4 хлопка) :
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Барабан, юла, гармошка,
Робот, куколка, матрешка.
«Картинки»
Взрослый читает стихотворение и в соответствии с его содержанием парами выкладывает картинки. Вместо картинок можно использовать узнаваемые силуэты игрушек, изобразив их на карточках.
Мы картиночки берем,
Рядом парами кладем:
Вот гармошка с погремушкой,
Вот Дюймовочка с Петрушкой,
Вот матрешка с неваляшкой,
Вот зайчишка с Чебурашкой.
«Куда кладешь игрушку?»
Взрослый дает ребенку две игрушки. Ребенок по очереди кладет их в корзину и комментирует свои действия, используя рифмованные миниатюры:
В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.
В корзину кладу матрешку, в ящик кладу гармошку.
В корзину кладу неваляшку, в ящик кладу черепашку.
В корзину кладу мартышку, в ящик кладу зайчишку.
В корзину кладу мишку, в ящик кладу шишку.
В корзину кладу улитку, в ящик кладу пирамидку.
«Считалка»
Ребенок вслед за взрослым произносит считалку и ударяет мячом об пол (на каждую строчку 4 удара мяча) :
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили,
Говорили, говорили
И мячом по полу били.
«Машина»
Ребенок воспроизводит движения в соответствии с содержанием стихотворения:
На машину сели,
Ехать захотели.
Машину завели, По дороге повели.
Ехали мы, ехали,
До леса мы доехали.
Влево повернули,
Лес мы обогнули.
Катились, катились
И остановились.
«Мухомор»
Ребенок вслед за взрослым повторяет стихотворение и в такт хлопает в ладоши:
Мы нашли в лесу грибок,
Не возьмем тебя, дружок,
Ты красивый гриб и красный,
Ядовитый и опасный,
От тебя всем мухам – мор,
Потому ты мухомор!
«Сосчитай слоги»
Взрослый произносит зачин:
На носочки встали,
Слоги в слове сосчитали.
Затем взрослый произносит слова, а ребенок сопровождает каждый слог движением: поднимается на носки и опускается на пятки.
Чай, чай-ник, чай-ни-чек.
Нож, но-жик, ножи-чек.
Ковш, ков-шик, ков-ши-чек.
Таз, та-зик, та-зи-ки.
В процессе многочисленных игровых упражнений у ребенка вырабатывается рефлекс плавной речи без запинок. Радость от спокойной здоровой речи ориентирует ребенка на успех. Он убеждается, что может говорить не заикаясь. Постепенно у детей снижается фиксированность на акте речи, восстанавливается правильный темп и выразительность.