Татьяна Бичикова
Мастер-класс для педагогов по развитию речи. Описательный рассказ по картине В. М. Васнецова «Аленушка» с применением ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по развитию речи.
Описательный рассказ по картине В. М. Васнецова «Аленушка» с применением ТРИЗ технологии.
Цель: расширение знаний педагогов о составлении описательных рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по развитию речи, Описательный рассказ по картине В, М, Васнецова „Аленушка“ с применением ТРИЗ» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Задачи: пополнить теоретический запас знаний о составлении описательных рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ; показать значимость взаимодействия работы педагогов учреждения в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.
Ход мастер-класса.
Одной из самых сложных проблем в обучении детей дошкольного возраста научить детей связно и выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть этим прекрасным даром. В период дошкольного детства в мышлении детей происходит значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Его собственная речь формируется в процессе общения, как основание норм языка. Как же все- таки добиться, чтобы дети научились связно и выразительно говорить, овладели умением рассказывать по картине? Как заинтересовать ребнка? Используя в своей работе методики Т. А. Сидорчук, С. В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ) убедились, что дети с интересом могут работать по картине, усваивают обобщнный способ составления рассказа по сюжетной картине.
Возьмем несколько этапов и рассмотрим их на практике.
Этапы работы над картиной :
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание место нахождения объектов на картине.
_Ребята, у нас сегодня предстоит грандиозное событие, мы отправляемся в путешествие. Кто хочет поступить в клуб юных путешественников, поднимите руку.
Но запомните, что путешественники, народ общительный, наблюдательный и смелый, если мы с вами сможем выполнить все задания, то получим удостоверения, которые вам пригодятся в дальнейшем.
Готовы? Ну, тогда узнаем для начала, что нам предстоит.
Показываю портрет Васнецова. Кто-то знает, чей это портрет? Виктор Васнецов. Виктор Михайлович в детстве слушал много сказок о разных чудесах, русских богатырях, ковре – самолёте… На всю жизнь он сохранил любовь к народным сказкам, написал немало картин по сказкам. И вот одна из них. Кто-то знаком с этой картиной? Какую-нибудь сказку напоминает эта картина? (Сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Нам необходимо туда отправиться и все о ней узнать, рассказать
.
1. Вначале посмотрим на картину издалека. Для этого у нас есть подзорная труба. Возьмите ее, посмотрите. Назовите объекты на картине, которые вы видите.
-А теперь поиграем «Кто больше назовет объектов?»
2. Давйте посмотрим, как объекты связаны между собой?
(птичка с деревом, камень с рекой, камень с девочкой, сосны с березами.)
-Молодцы, ну, а теперь я предлагаю отправиться в путь, пойдем на другой берег и посмотрим на девочку, осторожно, здесь болото, прыгаем по кочкам.
-Все взяли с собой помощников - волшебников?
3. Беседа с помощью анализаторов. (У нас с вами есть помощники. Показываю карточки с изображением :
1-глаз
2-ухо
3-нос
4-рука
Первый помощник-глаз.
-Расскажи пожалуйста, кого ты видишь на камне?
На белом камне сидит одиноко Алёнушка и смотрит в тёмную, холодную воду омута. Одета Алё нушка бедно: в старенький сарафан, кофточку. Ноги босые, а на дворе уже осень. Взгляд неподвижен, глаза полны слёз, шелковистые каштановые волосы рассыпались по плечам, руками обхватила колени. Рот приоткрыт, так и кажется, что сейчас стон вырвется, но никто её не услышит. Застыли молодые берёзки, согнулись и опустили в воду ветки молодые осинки, листья опадают. птички на ветке, они сейчас совсем незаметны, но новый день они встретят веселым щебетанием.
-А давай еще одного помощника возьмем, что он нам говорит, что ты слышишь?
И природа печалится вместе с Алё нушкой: слышно, как листики ударяются о землю, кде-то далеко квакают лягушки, жужжат насекомые, слышно шорох листьев, может это кто-то ползет, немного страшно, я не знаю что это.
А у нас еще есть помощник, что им вы ощущаете (нос) чувствуется сырой запах болота, пахнет елкой, осенними цветами.
Следующий помощник.
Погладь Аленушку, Что ты чувствуешь? Попробуй ее успокоить, ты же помнишь из какой она сказки, помнишь конец сказки.
Можно ребенку предложить, побыть на месте Аленушки. От имени героя рассказать свои ощущения. (прием эмпатии)
Ну, кто уже стал настоящим путешественником и желает нам рассказать о своем путешествии, что он видел и чувствовал проходя по картине. (рассказ по картине)
А еще, если вдруг нашей Аленушке встретятся странные путешественники, научим ее с ними общаться.
Игра –импровизация «Прочти стихотворение как….»
Например : «Наша Таня громко плачет»-прочти как робот, маленький ребенок, как Карабас-Барабас и тд.
Ну,ребята, вы все молодцы, по праву можете считаться настоящими путешественниками и получаете настоящее удостоверение.