Наталья Жукова
Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов с целью повышения квалификации в организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-исследование «Алфавит»
Цель: выявить и обыграть основные этапы методики проведения учебных исследований для старших групп детского сада с участниками игры.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить педагогов с исследовательской учебной деятельностью дошкольников – как с одним из основных путей познания окружающей действительности.
Оборудование - карточки с темами для исследования, папки исследователей, «академические» головные уборы, листочки бумаги, карандаши, книги с алфавитом (энциклопедии, лупа, алфавит.
Ход игры:
1. Выбор темы. Участники игры сидят полукругом, карточки с темами лежат на столике. Каждый участник выбирает себе карточку. Воспитатель подводит к тому, что нужно выбрать пока одну тему наиболее актуальную в данный момент.
- С чем мы с вами знакомились на первом занятии по подготовке к обучению грамоте?-
Ответы: мы знакомились с понятием что такое «речь», и как людям было трудно общаться без неё.
- Да мы с вами узнали, как трудно было первобытным людям общаться друг с другом без речи. А речь бывает, оказывается устная и письменная, об этом вы узнаете в школе.
- А что вы знаете о звуках и буквах, чем они отличаются? – ответы.
- Давайте выберем ту картинку, с помощью которой мы бы могли всё узнать о знаках, с помощью которых люди научились сообщать друг другу разные мысли (выбирается тема для исследования «алфавит»).
2. Сбор материала. Участники разбиваются на пять подгрупп (расчет на 1,2,3,4,5) : каждая подгруппа из папки исследователя выбирает себе карточку с видом исследования : подумать самостоятельно, спросить другого человека, посмотреть в книге, провести опыт или эксперимент, понаблюдать. Группы занимают места за столами.
-Воспитатель: «И так тема сегодняшнего нашего исследования «Алфавит». Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с понятием «алфавит»».
Напоминаю, что всю информацию нужно фиксировать на листочках.
Участники работают в подгруппах, собирают информацию об алфавите:
1. «Подумать самостоятельно» - подгруппа, выбравшая этот вид исследования, вспоминает всё о русском алфавите, что это такое, для чего нужен алфавит (последовательный ряд особых графических знаков букв, передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную формы национального русского языка и т. д.).
2. «Спросить у другого человека» - подгруппа спрашивает у присутствующего учителя – логопеда об особенностях русского алфавита ( например: русский алфавит восходит в кириллице, в современном виде существует с 1918 года. Русский алфавит стал письменной основой большинства языков СССР и т. д.).
3. «Посмотреть в книге» - Большая советская энциклопедия: подгруппа ищет самую интересную полезную информацию о русском алфавите ( например: происхождение алфавита произошло от древнерусской кириллицы, которая в свою очередь была заимствована у болгар и получила распространение на Киевской Руси после принятия христианства в 988году и т. д.).
4. «Провести опыт или эксперимент» - подгруппа работает над составлением и изобретением новых букв русского алфавита из отдельных элементов (можно придумать знак с произношением, пофантазировать).
5. «Наблюдение» - рассмотреть русские алфавиты разных эпох и сделать вывод, чем они похожи и чем отличаются.
3. Обобщение материала. Собранные сведения на листочках раскладываются в кругу, все участники рассматривают их.
4. Сообщение. В подгруппах выбираются докладчики (на головы надеваются головные уборы, которые от группы выступают с докладом. Участники задают им вопросы. Идёт обсуждение докладов.
5. Моделирование. Участники делятся на три подгруппы и выбирают посыльных. Посыльные получают темы для исследования : «Зерно», «Колос», «Мука» и доносят их в группы: Участники в подгруппах самостоятельно проводят исследования на указанные темы по изученным этапам.
6. Самоанализ.
Целью проведения мастер - класса на тему : «Методика проведения учебных исследований в детском саду» является демонстрирование полного цикла исследовательской деятельности в детском саду : от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, а так же доступно, понятно довести до внимания каждого участника мастер – класса этапы проведения учебных исследований.
Поставленной цели успешно удалось достичь, познакомив участников с путями развития исследовательских способностей дошкольников поэтапно : сначала - тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.
Участники мастер – класса увлечённо и активно работали в первом и втором этапах мероприятия.
Собранная информация о русском алфавите оказалась интересной, полезной и нужной для воспитателей ДОУ.
Далее воспитатели самостоятельно закрепили изученный этап, собрав информацию о хлебных зерновых культурах.
7. Рефлексия. Участники мастер – класса особо отметили, что эффективностью использования исследовательской деятельности в детском саду на занятиях является самостоятельный сбор информации детьми о каком – либо предмете, объекте или явлении в максимальном объёме и представление собранных материалов друг другу.