Получи документы

Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Жукова
Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для педагогов с целью повышения квалификации в организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-исследование «Алфавит»

Цель: выявить и обыграть основные этапы методики проведения учебных исследований для старших групп детского сада с участниками игры.

Публикация «Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи: познакомить педагогов с исследовательской учебной деятельностью дошкольников – как с одним из основных путей познания окружающей действительности.

Оборудование - карточки с темами для исследования, папки исследователей, «академические» головные уборы, листочки бумаги, карандаши, книги с алфавитом (энциклопедии, лупа, алфавит.

Ход игры:

1. Выбор темы. Участники игры сидят полукругом, карточки с темами лежат на столике. Каждый участник выбирает себе карточку. Воспитатель подводит к тому, что нужно выбрать пока одну тему наиболее актуальную в данный момент.

- С чем мы с вами знакомились на первом занятии по подготовке к обучению грамоте?-

Ответы: мы знакомились с понятием что такое «речь», и как людям было трудно общаться без неё.

- Да мы с вами узнали, как трудно было первобытным людям общаться друг с другом без речи. А речь бывает, оказывается устная и письменная, об этом вы узнаете в школе.

- А что вы знаете о звуках и буквах, чем они отличаются? – ответы.

- Давайте выберем ту картинку, с помощью которой мы бы могли всё узнать о знаках, с помощью которых люди научились сообщать друг другу разные мысли (выбирается тема для исследования «алфавит»).

2. Сбор материала. Участники разбиваются на пять подгрупп (расчет на 1,2,3,4,5) : каждая подгруппа из папки исследователя выбирает себе карточку с видом исследования : подумать самостоятельно, спросить другого человека, посмотреть в книге, провести опыт или эксперимент, понаблюдать. Группы занимают места за столами.

-Воспитатель: «И так тема сегодняшнего нашего исследования «Алфавит». Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с понятием «алфавит»».

Напоминаю, что всю информацию нужно фиксировать на листочках.

Участники работают в подгруппах, собирают информацию об алфавите:

1. «Подумать самостоятельно» - подгруппа, выбравшая этот вид исследования, вспоминает всё о русском алфавите, что это такое, для чего нужен алфавит (последовательный ряд особых графических знаков букв, передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную формы национального русского языка и т. д.).

2. «Спросить у другого человека» - подгруппа спрашивает у присутствующего учителя – логопеда об особенностях русского алфавита ( например: русский алфавит восходит в кириллице, в современном виде существует с 1918 года. Русский алфавит стал письменной основой большинства языков СССР и т. д.).

3. «Посмотреть в книге» - Большая советская энциклопедия: подгруппа ищет самую интересную полезную информацию о русском алфавите ( например: происхождение алфавита произошло от древнерусской кириллицы, которая в свою очередь была заимствована у болгар и получила распространение на Киевской Руси после принятия христианства в 988году и т. д.).

4. «Провести опыт или эксперимент» - подгруппа работает над составлением и изобретением новых букв русского алфавита из отдельных элементов (можно придумать знак с произношением, пофантазировать).

5. «Наблюдение» - рассмотреть русские алфавиты разных эпох и сделать вывод, чем они похожи и чем отличаются.

3. Обобщение материала. Собранные сведения на листочках раскладываются в кругу, все участники рассматривают их.

4. Сообщение. В подгруппах выбираются докладчики (на головы надеваются головные уборы, которые от группы выступают с докладом. Участники задают им вопросы. Идёт обсуждение докладов.

5. Моделирование. Участники делятся на три подгруппы и выбирают посыльных. Посыльные получают темы для исследования : «Зерно», «Колос», «Мука» и доносят их в группы: Участники в подгруппах самостоятельно проводят исследования на указанные темы по изученным этапам.

6. Самоанализ.

Целью проведения мастер - класса на тему : «Методика проведения учебных исследований в детском саду» является демонстрирование полного цикла исследовательской деятельности в детском саду : от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, а так же доступно, понятно довести до внимания каждого участника мастер – класса этапы проведения учебных исследований.

Поставленной цели успешно удалось достичь, познакомив участников с путями развития исследовательских способностей дошкольников поэтапно : сначала - тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.

Участники мастер – класса увлечённо и активно работали в первом и втором этапах мероприятия.

Собранная информация о русском алфавите оказалась интересной, полезной и нужной для воспитателей ДОУ.

Далее воспитатели самостоятельно закрепили изученный этап, собрав информацию о хлебных зерновых культурах.

7. Рефлексия. Участники мастер – класса особо отметили, что эффективностью использования исследовательской деятельности в детском саду на занятиях является самостоятельный сбор информации детьми о каком – либо предмете, объекте или явлении в максимальном объёме и представление собранных материалов друг другу.

Публикации по теме:

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?» Цель: познакомить детей с природными явлением-вулканом, причиной его извержения. Ход занятия Воспитатель начинает занятие с загадки про.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2022 в 14:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД