Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка как средство приобщения детей к культуре и традициям»

Антипова
Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка как средство приобщения детей к культуре и традициям»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народной куклы «Хороводницы».

Задачи:

- знакомство с историей возникновения традиционных народных кукол

- знакомство с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Хороводницы»;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Народная игрушка как средство приобщения детей к культуре и традициям“» размещена в разделах

- формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

- создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса : воспитатели детского сада.

Оборудование:

Лоскутки ткани, вата, нитки, шпажка, клей, нитки, атласные ленты. ИКТ- презентация «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Традиционные русские народные куклы были игровые, обрядовые и куклы-обереги. Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен быть красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла. Так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.

Обрядовые куклы изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

Игровые куклы предназначались ребенку в самом малом возрасте. С игровыми куклами всё просто. Эти куколки использовались для детских игр и забав. Названия у кукол были самые простые и отражали сущность и принадлежность куклы.

А вот куклы - обереги были для крестьян защитой от болезней, несчастий, злых духов. Делались такие куклы на охрану здоровья детей, охрану дома. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывались молитвы. Обереги никогда не продавались. Куклы – обереги передавались от матери к дочери. Они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам от невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. Ход мастер-класса.

Сегодня мы попробуем изготовить игровую народную куклу «Хороводница»

(демонстрация)

Это не только забавная игрушка для детей, но и своеобразный тренажёр для пальчиков малышей. Сделать лучше сразу две куклы - для левой и правой руки.

Для изготовления куклы «Хороводницы» нам понадобиться:

- цветная ткань;

- цветные нитки;

- вата;

- кусочки ткани для косынки;

- атласные ленточки.

Как и большинство кукол изготовление Хороводницы начинается с головы.

1. Для изготовления куклы нужен

небольшой лоскуток –

прямоугольник, синтепон (вата, нитки.

2. Разложив прямоугольник, сформированную головку вложим в центр прямоугольника-основы.

3. Держим заготовку куколки в руках и указательным пальцем отглаживаем

ткань с вложенной головкой так, чтобы получилась круглая и гладкая, без складок, головка. Делаем затем два витка ниткой.

4. Верхние уголки прямоугольника

поднимаем вверх, собираем

ткань мягкими складочками под

ручками куколки. Оставленной

нитью делаем 2 витка крест-

накрест – с правой стороны

под левую ручку.

5. Переводим нитку по поясу

под правую ручку и делаем

2 витка крест-накрест

6. От правой ручки на левую

сторону у шейки на груди –

получился крест. Затем

делаем два витка на поясе

и затягиваем петлю

7. Получилась замечательная куколка «Хороводница».

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, а высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, я понимаю, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Благодарю вас за внимание

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка как средство приобщения детей к культуре и традициям»
Опубликовано: 10 марта 2022 в 12:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка как средство приобщения детей к культуре и традициям»» (включая файлы) размещена пользователем Антипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД