МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Гореликова Оксана Константиновна
Мастер-класс для педагогов «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности.

Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.

Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Проще говоря, мы всё с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

Аннотация

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка.

Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать-природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно - именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников. В рамках экологического воспитания дошкольников воспитателем старшей группы разработан экологический проект.

ТЕМА: «В дружбе с природой»

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы.

Продолжительность: долгосрочный, с сентября по апрель.

Цель: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи:

- Способствовать формированию умения у детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Воспитывать навыки экологически-безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

- Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Планирование проекта

1-й этап – подготовительный

№ Мероприятие Срок проведения Участники

1 Составление плана по реализации проекта Сентябрь Воспитатель

2 Создание и оформление экологической тропы Сентябрь Воспитатели, дети

3 Оформление альбомов «Явления природы», «Опыты», «Правила поведения в природе» Октябрь Воспитатель, родители, дети

4 Родительское собрание «экологическое воспитание дошкольников» Октябрь Воспитатель, родители

5 Экологические субботники Октябрь - ноябрь Дети, родители, воспитатели

6 Сбор и засушка листьев, цветков, семян, корешков для оформления гербария Октябрь - ноябрь Дети, родители

7 Ознакомление с художественной литературой. Рассматривание иллюстраций. Ноябрь Дети, воспитатель

2-й этап – основной

№ Мероприятие Срок проведения Участники

1 Беседы об осени, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с осенними пейзажами Сентябрь - октябрь Воспитатель

2 Заучивание загадок. Стихотворений. Песен об осени Сентябрь - октябрь Воспитатель, муз. работник, дети

3 Выставка из природного материала «Что ты, осень, нам приносишь?» Октябрь Воспитатель, родители, дети

4 НОД «Свойства воздуха»

(Приложение №1) Октябрь Воспитатель

5 НОД «Путешествие по осеннему парку» Октябрь Воспитатель, дети

6 Беседы о животных, о подготовке к зиме животных и растений Ноябрь Воспитатель

7 НОД «На пороге зимы» Ноябрь Воспитатель, дети

8 Рисование «У природы нет плохой погоды» Ноябрь Воспитатель, дети, родители

9 НОД «Волшебница вода»

(Приложение №2) Ноябрь Воспитатель, дети

10 Беседа «Что мы знаем о зиме?» Декабрь Воспитатель

11 Чтение и заучивание стихов, песен, загадок о зиме Декабрь Воспитатель, муз. работник, дети

12 Рисование «Снежинка» Декабрь Воспитатель, дети

13 Аппликация «Новый год спешит к нам в гости» Декабрь Воспитатель, дети, родители

14 НОД «Свойства снега» Январь Воспитатель, дети

15 НОД «Животные Арктики и Антарктиды»

(Приложение №3 Январь Воспитатель, дети

16 Акция «Накормите птиц зимой!» Февраль Воспитатель, дети, родители

17 НОД «Человек в природе» Февраль Воспитатель, дети

18 Развлечение «Масленица» Февраль Воспитатель, дети, родители

19 Неделя «Земля – наш общий дом» Март Воспитатель, дети, родители

20 Развлечение «Вместе Землю мы спасем!» Март Воспитатель, дети, родители, муз. работник

21 Экологические субботники Апрель Воспитатель, дети, родители

22 День древонасаждения Апрель Воспитатель, дети, родители

23 НОД «Космическое путешествие» Апрель Воспитатель, дети

24 Выставка семейных поделок «Таинственный космос» Апрель Воспитатель, дети, родители

25 Экологический утренник «Любите природу!»

(Приложение №4) Май Воспитатель, дети, родители, муз. работник

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки).

2. Оформление родительских уголков на экологические темы :

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе?»

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

3. Родительские собрания:

- «Развитие любознательности средствами природы»;

- «Экологическое воспитание в семье»;

- «Экспериментируем дома».

4. Индивидуальные беседы и консультации для родителей на экологические темы.

3-й этап – заключительный

«Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция.

• Оформление лепбуков на экологическую тему.

• Изготовление табличек «Правила поведения в природе».

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

1. У детей формируется глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Формируются начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Формируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Повышается ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

5. Дети учатся грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение через практическую деятельность.

6. У детей появляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они различают живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнают особенности природы родного края.

7. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

8. Знакомятся со значением воздуха, воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

9. Дети закрепляют представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируются представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

10. Формируются навыки ухода за растениями в уголке природы.

11. Учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- все живые организмы имеют равное право на жизнь;

- в природе все взаимосвязано; - в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

12. Дети учатся проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

13. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

14. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Литература

1. Р. С. Буре «Дошкольник и труд»Теория и методика трудового воспитания Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2011 г

2. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для детей 4-7 лет» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014 г.

3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.

4. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.

5. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение» 2000 г.

6. С. Н. Николаева «Юный Эколог» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2004 г.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для успешной работы с детьми в группе созданы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Центр природы состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Зона библиотеки представлена различной литературой, она соседствует с зоной, где представлены различные дидактические игры с экологическим содержанием.

В центре экспериментирования дети совместно с воспитателями и самостоятельно проводят опытническую и экспериментальную работу, здесь хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов, специальная посуда (пробирки, стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы, термометр). Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Своими руками был создан наглядый материал для детей экологического содержания. (серия лепбуков)

Самое светлое место в группе выделяется для «огорода на окне», «огород на окне» задействован в течение всего года. Здесь выращивают зелёный лук, петрушку, укроп. Дети прослеживают рост растений от семени до семени, наблюдают за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках в вазе с водой. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.

Огород на окне «Семья Чиполино»

Выставка из природного материала

«Что ты, осень, нам приносишь?»

«Новогодняя елочка»

Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей, в первую очередь, направлен на обучение, а не на развитие. Проблемы экологического воспитания их не интересуют. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников, задача педагогов, сделать родителей своими союзниками.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги : «Чудеса с грядки», «Новогодняя елочка», «Вторая жизнь вещей».

Наблюдение за посадкой рассады в теплице.

Акция «Накормите птиц зимой!»

Экологический утренник «Любите природу!»

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема занятия: «Воздух и его свойства»

Цель: 1. Расширять содержание знаний детей о свойствах воздуха, о его роли в жизни человека.

2. развивать умение высказывать предложение и делать выводы. Развивать познавательный интерес, умение решать проблемные ситуации и отвечать на вопросы проблемно-поискового характера

3. воспитывать экологическую культуру : правильное отношение к окружающей среде

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

У детей появляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они различают живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнают особенности природы родного края. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года. Знакомятся со значением воздуха, воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. Дети закрепляют представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируются представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Формируются навыки ухода за растениями в уголке природы.

Уровень сформированности экологических знаний детей

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные.

В начале проекта и в конце среди родителей было проведено анкетирование. Опираясь на итоги анкетирования, мы постарались вместе составить алгоритм дальнейшей работы в этом направлении.

Результаты анкетирования после проекта показали, что большинство родителей интересуются, как сформировать у своих детей ответственное отношение к природе

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 21:40
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Гореликова Оксана Константиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД