Ястребова Евгения
Мастер-класс для педагогов «Кубик Блума как технология развития связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кубик Блума, как технология развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (ТНР)» Цель мастер-класса : ознакомление с технологией использования кубика Блума, повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Целевая аудитория: педагоги ДОУ Задачи : — Продемонстрировать возможность использования кубика Блума в коррекционно-образовательной деятельности детей с ТНР. — Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в развитии связной речи и креативного мышления у воспитанников. — Сформировать у участников мастер – класса мотивацию к применению «Кубика Блума» в коррекционно– образовательной работе с дошкольниками, имеющими ТНР. Оборудование: кубик Блума, тематические карточки, презентация, памятки. Ход мастер-класса : Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи у детей проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Работа по развитию связной речи у детей с ТНР является одной из самых сложных, связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. В работе с таким детьми недостаточно использовать только традиционные технологии. Все чаще появляется необходимость поиска новых подходов, методик и приемов для устранения недостатков речи, а так же способствующих росту мотивации у дошкольников. Познакомившись с различными развивающими технологиями современного образования, мы заинтересовались технологией, разработанной американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Кубик Блума — это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы. Использование классического варианта кубика «Блума» в работе групп компенсирующей направленности вызывает определенные затруднения, детям сложно вспомнить без опоры на наглядность тот или иной материал, поэтому мы дополнили его, создав свою версию «Кубика Блума». «Кубик» представляет собой объемную фигуру с прозрачными кармашками- вкладышами для карточек. Темы для кубика подобраны на основе лексических тем в соответствии с комплексно-тематическим планированием на учебный год. Данное пособие прекрасно помогает нам разнообразить наглядный материал и реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее удобно использовать кубик Блума на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже сформировано представление о сути темы. Мы предварительно подбираем соответствующую тему занятия или любой другой совместной деятельности с детьми, продумываем вопросы, в соответствии с основными гранями кубика. Данный прием, позволяет формулировать вопросы самого уровня от простого к сложному, не забывая о различных сторонах речи. Объявляется тема занятия, а затем педагог или сам ребенок бросает кубик. Выпавшая грань указывает, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по основному слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Дети могут дополнять ответы друг друга. И так мы играем до тех пор, пока все грани кубика не будут задействованы. Возможны два варианта применения: 1. Вопросы формулирует непосредственно педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда детей знакомят с примерами и способами работы с кубиком. 2. Вопросы формулируют сами воспитанники, затем они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей. Этот вариант требует определенной подготовки от детей. Кубик Блума начинаем применять в работе с детьми с 4-5 лет, так как именно в этом возрасте ребенок уже способен выделять те особенности, которые важны сейчас для решения конкретной задачи, мышление ребёнка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Нам, как педагогам, этот прием помогает расширять словарный запас воспитанников, формировать лексико-грамматический строй речи, связную речь, а так же развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников. Мы убедились в том, что данная технология очень интересна детям, они быстро осваивают правила игры, а главное, сам кубик можно легко изготовить самостоятельно. Теперь предлагаем вам на практике познакомимся с усложненным вариантом применения «Кубика Блума», который можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой. Для этого вам необходимо разделиться на две команды. Ведущий-педагог бросает кубик. Одной команде нужно придумать вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Предлагаем тему для нашего мастер класса - «КОСМОС». Итак, начнем. Примерные задания для первой команды [/b]1. НАЗОВИ. Когда отмечают день космонавтики в России? 2. ПОЧЕМУ. Космонавтам для выхода в космос необходимо надевать скафандр? 3. ОБЪЯСНИ. Почему так важны полеты в космос? 4. ПРЕДЛОЖИ. Какими личностными качествами может обладать космонавт? 5. ПРИДУМАЙ. Какие опасности могут поджидать космонавта во время космического полета? 6. ПОДЕЛИСЬ. Какие планеты ты знаешь? На основе применения «Кубика Блума» мы можем выстроить целое занятие, а можем использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, мы можем организовать как групповую, так подгрупповую или индивидуальную деятельность детей. Так же его можно применять в свободной деятельности детей. Мы убедились на практике, что это действенный прием способствует речевому развитию дошкольников с ТНР, а так же позволяет определить уровень полученных ими знаний и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему.