Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование модели ручной артикуляции при работе со звуковой культурой речи»

Юлия Веслополова
Мастер-класс для педагогов «Использование модели ручной артикуляции при работе со звуковой культурой речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей показывают, что недостатки звукопроизношения имеются у 25 – 30 % детей дошкольного возраста (5-7 лет, 17 -20 % у детей школьного возраста (начальные классы, что свидетельствует о тен-денции к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. Недостатки звукопроизношения весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружа-ющими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность ребен-ка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психоло-гического развития.

Темочки:

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание, в том числе и навык правильной речи ребенка начинает формироваться в раннем детстве. Бытует глубоко не-правильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается само-стоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой от-ставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Ребёнок раннего возраста, овладевая речью, так ли иначе, несовершенно произно-сит звуки. Предпосылки этого явления лежат в слабой развитости и малой подвижности системы артикуляции: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. У детей до 4-х лет сла-бо развит фонематический слух, из-за чего фонемы воспринимаются недостаточно верно и не дифференцируются. Итак, вступая в дошкольный возраст, ребёнок может успешно говорить, но звучание речи недостаточно ясное и чистое. В силу индивидуальных и со-циальных особенностей, количество детей с речевыми нарушениями с каждым годом только увеличивается.

Практический опыт педагогов доказывает, что устранять дефекты звукопроизно-шения у детей необходимо в дошкольном возрасте, т. к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Работу по устранению дефектного звукопроизношения должен конечно же прово-дить специалист – логопед, но и педагоги дошкольного учреждения в режимных момен-тах, на занятиях включают некоторые игры и упражнения по профилактике и устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Педагоги применяют в основном традиционные формы работы: гимнастика для язычка (артикуляционная гимна-стика, дыхательную гимнастику, игры с пальчиками, а также самомассаж.

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство для повышения переключа-емости и подвижности органов артикуляции. Разучиваются специальные положения язы-ка, губ, которые просто необходимы для правильного и точного воспроизведения звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык, с этой целью проводят дыхательную гимнастику. Одновременно с артикуляцион-ной гимнастикой и упражнениями для выработки воздушной струи отрабатывается мел-кая моторика рук. Для этого используют пальчиковую гимнастику. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

В исследованиях многих известных ученых отмечена связь взаимодействия ручной моторики и орального праксиса (способность к выполнению целенаправленных двига-тельных актов органами артикуляции).

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста предлагаю использовать новое и интересное средство работы - сочетание артикуляционной гимнастики с ручной моделью артикуляции. У детей с нарушениями звукопроизношения в основном снижены или нарушены кинестетические ощущения, в этом случае, использование данного метода ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающая ладонь многократ-но усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуля-ционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приводит к возбуж-дению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельно-сти речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной мо-торики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Использование ручной модели артикуляции способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Спо-собствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию ко-ординации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выпол-нение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концен-трации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориенти-ровки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому привлекается внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от дви-жений мышц пальцев, языка и губ, ребенка учат управлять этими движениями.

При использовании метода ручной артикуляции учитывается специфика речевого нарушения. Педагог следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягалась, движения были плавными и непринужденными. Если у ребёнка наблюдается перенапряжение, прово-диться расслабляющий массаж (самомассаж, пальчиковая гимнастика, поглаживания). Для привлечения внимания и развития интереса детей используются однотонные перчат-ки, на которых приклеены «глазки». Перед включением руки в работу, сначала повторя-ют артикуляционную гимнастику по традиционной методике, затем педагог сопровожда-ет артикуляционную гимнастику движениями руки в перчатке, рука ребёнка в работу не вовлекается. Следующий шаг – одновременное выполнение артикуляционной гимнасти-ки педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка. И только после этого ребёнок выполнял артикуляционную гимнастику с элементами ручной модели артикуля-ции самостоятельно.

Все упражнения объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов шипящих, свистящих звуков и соноров. При постановке свистящих звуков берется за основу артикуляционная поза «Горочка». При постановке шипящих – артикуляционная поза «Чашечка». При по-становке сонорных звуков [л], [л’] берется за основу артикуляционная поза «Иголочка», [р], [р’] – моторчик (дрожащая иголочка).

На начальном этапе прослеживается асинхроность выполнения, замедленность движений, сосредоточенность внимания ребенка либо на выполнение артикуляционного упражнения, либо на выполнении движения руками. Такие затруднения связаны с недо-статочно развитой артикуляционной моторикой рук, с нарушенными ощущениями поло-жения языка, губ, с синкинезиями, которые характерны для детей с дизартрией.

1. Артикуляционная гимнастика, включающая модель ручной артикуляции

Цель: выработка точных движений речевых органов, формирование артикуляционных укладов шипящих звуков; развитие скоординированности органов артикуляции и рук; развитие кинестетических ощущений.

Название, цель Деятельность лого-педа Деятельность детей Ручная артикуляция

«Заборчик»,

Цель: разви-тие подвиж-ности губ.

«Лопатка», Цель: удер-жание языка в расслаблен-ном состоя-нии.

«Вкусное ва-ренье», Цель: вырабатывать движение широкой пе-редней ча-стью языка вверх.

«Чашечка», Цель: выраба-тывать уме-ние удержи-вать язык в форме чашеч-ки.

«Грибок»,

Цель: выраба-тывать верх-ний подъём языка, растя-гивание подъязычной связки

Логопед читает:

- Наши губки улыб-нулись,

Прямо к ушкам потя-нулись.

Ты попробуй «ииии» скажи,

Свой заборчик пока-жи!

Раз, два – потянем вниз,

В лопатку превраща-ем

Чтоб был умелым наш язык

Зарядку выполняем.

- Губка верхняя в ва-ренье,

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать при-дётся,

Будто нету других дел

- Язычок наш поум-нел.

Чашку сделать он су-мел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами по-пить.

- На полянке у ручья

Выросла грибов се-мья.

Таня с Машей в лес пойдут,

Все грибочки соберут Растянуть губы в улыб-ке, показать сомкнутые верхние и нижние зу-бы. Про себя говорить: «И», включая движе-ние руки. Удерживать позу под счет от 1 до 10.

Слегка улыбнуться, от-крыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать позу под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исход-ное положение. Повто-рить 5-6 раз.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком свер-ху вниз, включая дви-жение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.

Улыбнуться, язык вы-сунуть. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, проги-бается книзу с подклю-чением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движе-ние руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и со-мкнуты. Удерживать кисть в таком поло-жении под счет от 1 до 10.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь рас-слаблена и направле-на вниз. На 1- кисть руки опустить вниз и удерживать под счет от 1 до 10. Затем вер-нуть язык и губы в исходное положение, удерживать по счет от 1до 5.

Кисть руки находится горизонтально, ладо-нью вверх, пальцы выпрямлены и со-мкнуты. Сгибать 4 пальчика по направ-лению к ладони, вслед за движением языка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Кисть руки находится горизонтально, ладо-нью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в об-ласти нижних и сред-них фаланг. Удержи-вать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 5-10.

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и со-мкнуты. На счет «один» кисть руки опустить в горизон-тальное положение, ладонью вниз. Удер-живать под счет от 1 до 5-10.

2. Артикуляционная гимнастика, включающая модель ручной артикуляции

Цель: развитие мышц речевых органов, формирование артикуляционных укладов сви-стящих звуков; развитие скоординированности органов артикуляции и рук, развитие ки-нестетических ощущений.

Название, цель Деятельность логопе-да Деятельность детей Ручная артикуляция

«Лягушка», Цель: выра-батывать умение удерживать губы в улыбке.

«Бегемо-тик», Цель: вырабаты-вать умение удерживать открытый рот в тече-нии не-скольких минут

«Хоботок», Цель: выра-батывать умение вы-тягивать гу-бы и удер-живать их в таком поло-жении.

«Лопатка», Цель: удер-живать язык в расслаб-ленном со-стоянии.

«Кошка сер-диться», Цель: удер-живать кон-чик языка за нижними зубами.

«Кролик», Цель: вы-полнять мас-саж нижней губы верх-ними зуба-ми.

«Чистим нижние зуб-ки», Цель: учить вы-полнять дифферен-цированные движения языком.

«Часики», Цель: выра-батывать умение точ-но чередо-вать движе-ния языка. Логопед читает:

-Превратили нас в ля-гушек,

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбну-лись,

А затем домой верну-лись.

-Широко открыли ро-тик

Получился «бегемо-тик».

А затем закрыли рот

Отдыхает «бегемот».

-Вытянул слоненок хо-бот,

Поиграть нам предло-жил.

Губы «хоботком» сло-жили,

Со слонёнком подру-жились.

Раз, два – потянем вниз,

В лопатку превращаем

Чтоб был умелым наш язык

Зарядку выполняем.

-Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой, сердиться на нас с то-бой.

-Любит грызть пуши-стый кролик и капусту, и морковь.

Кролику морковку да-ли

И за ушки потрепали.

-Мы конечно очень любим,

Аккуратно чистить зу-бы.

1, 2, 3,4,5- будем ротик полоскать.

-Словно стрелочки ча-сов,

Двигаем мы языком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

На счет 1- улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать губы в та-ком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п. По-вторить 4-5 раз.

На счет 1-широко от-крыть рот, язык сво-бодно лежит во рту, кончик у нижних зу-бов. Удерживать улыб-ку под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

Губя сомкнуты. На счет 1-вытянуть сомкнутые губы вперед. Удержи-вать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п.

Повторить 4-5 раз.

Губя сомкнуты. На счет 1-улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслаб-ленный язык. Удержи-вать под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в и. п. Повторить 5-6 раз.

На счет 1-улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние перед-ние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать язык в таком положе-нии под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в и. п. Повторить 5-6 раз.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верх-ними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1- кончик языка опустить за ниж-ние передние зубы и выполнять упражнение из стороны в стороны под счет от 1 до 5. За-тем вернуться к и. п. Повторить 6-7 раз.

На счет 1-улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет 2-коснуться языком пра-вого угла рта. Выпол-нять упр. под счет от 1 до 10, поочередно каса-ясь уголков рта. Затем вернуться в и. п. Повто-рить 4-5 раз. Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь рас-слаблены и направле-на вниз. На счет 1 слегка прогнуть ла-донь в нижних фалан-гах, пальцы слегка вверх. Удерживать кисть в таком поло-жении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально,

4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет1-большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (поза «клю-вик»). Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуть в и. п. Повторить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1-согнуть в ниж-них фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удер-живать положение под счет от 1 до 10. Затем вернуть в и. п. Повторить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На 1- кисть руки опу-стить вниз и удержи-вать под счет от 1 до 10. Затем вернуть в и. п. Повторить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1-сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах. Удерживать ладонь в форме «ков-ша» с опущенными вниз пальцами. Удер-живать под счет от 1 до 10. Затем вернуть в и. п. Повторить 5-6 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца. Под счет 1 соединить 4 со-гнутых пальца с верх-ней фалангой большо-го пальца, имитируя «покусывание зуба-ми». Затем вернуть кисть в и. п. Повто-рить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1-опустить кисть руки вниз и выпол-нять упражнение из стороны в стороны под счет от 1 до 5. На счет 2-поднять кисть вверх и выполнять упражнение из сторо-ны в стороны под счет от 1 до 5. Затем вер-нуть кисть в и. п. По-вторить 4-5 раз.

Кисть руки находить-ся горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1-повернуть кисть влево, на счет1-повернуть вправо. Выполнять упр. под счет от 1 до 10. Затем вернуть в и. п. Повто-рить 4-5 раз.

Публикации по теме:

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных экскурсий в работе с детьми с нарушением зрения»Консультация для педагогов «Использование мультимедийных экскурсий в работе с детьми с нарушением зрения» Экскурсия - это одна из форм организации образовательной деятельности. В естественной обстановке происходит знакомство с природными, культурными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование модели ручной артикуляции при работе со звуковой культурой речи»
Опубликовано: 6 января 2025 в 11:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование модели ручной артикуляции при работе со звуковой культурой речи»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Веслополова (УИ 614201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД