Смирнова Марина
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ФФНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колосок»
Номинация
«Исследовательский проект»
ТЕМА
«Использование мнемотехники для развития связной речи
дошкольников с ФФНР»
Автор проекта
Смирнова Марина Николаевна
п. Тоншаево 2018г.
Автор проекта
Смирнова Марина Николаевна
1. Информационная карта.
Публикация «Проект „Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ФФНР“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наименование проекта Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ФФНР
Автор проекта Смирнова Марина Николаевна
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Цели и задачи проекта Цель :
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта :
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,внимания, образного мышления дошкольников;
5. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
6. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
7. Способствовать развитию связной речи, расширению и
обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Краткая аннотация содержания проекта В проекте рассматривается понятие мнемотехники, раскрываются сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования в процессе коррекционно–развивающего обучения детей дошкольного возраста с ФФНР
Сроки выполнение проекта С октября по май
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта 1. Дидактические игры
2. Подбор наглядного материала
3. Пленка пакетная для ламинирования
4. Бумага листовая для офисной техники
5. Компьютер
6. Принтер
7. Ламинатор
8. Папки
9. Ножницы
Стоимость проекта- 1000 рублей
1. Актуальностьи и важность данной проблемы (название проекта, обоснование актуальности проекта, цели и задачи, сроки реализации проекта)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель проекта : Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта :
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти,внимания, образного мышления дошкольников.
5. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы.
6. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
7. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
8. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Гипотеза: использование мнемотехники будет способствовать расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников ФФНР.
2. Сбор и анализ информации по избранной проблеме
В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но всего перечисленного я считаю недостаточно. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.
3. План реализации проекта.
• Подготовительный (октябрь)
• Основной (ноябрь -апрель)
• Заключительный (май)
Подготовительный (октябрь)
Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей.
Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.
Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек).
Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников.
Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп.
Родительские собрания по проблеме исследования.
Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»
Основной (ноябрь-апрель)
С педагогами
Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)
Структура программы
Использование мнемотехники
При составлении описательных рассказов
При заучивании стихотворений
При пересказе сказок
При составлении творческих рассказов
Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
Использование педагогами в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов, составлении творческих рассказов природоведческого характера, пересказах сказок,использование тематических коллажей при составлении творческих рассказов («Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т. д.)
Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов
Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Мастер-классы
Круглый стол
Открытые показы занятий для педагогов ДОУ
С воспитанниками
Для обучения детей связной речи мы использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, коллаж и многое другое.
Значение метода мнемотехники.
Возможность использования интеграции образовательных областей
Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Работа с родителями
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
Выпуск буклетов
Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
Проведение итоговой диагностики
Обобщение и распространение полученных результатов
Анкетирование педагогов
5. Ожидаемые результаты проекта
Разработана план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники
Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ
Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
Повысился уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ
Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции
У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод:
Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников ФФНР.