Елена Нурмухаметова
Мастер-класс для педагогов «Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова.
Одной из ключевых задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является формирование у них слоговой структуры слова. От того насколько полноценно овладел ребенок процессом звуко-слоговой структуры слова, зависит не только лексико-грамматический строй речи, но и освоение речевой компетентностью в целом.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
«Устная речь, - как указывал выдающийся русский психолог, профессор Н. И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.»
Данные современных исследований свидетельствуют о том, что восприятия и реализации слов различной структурной сложности обеспечивается функционированием множественных когнитивных процессов. Среди них – механизм упреждающего синтеза. Этот механизм является одним из основополагающих при формировании речи, именно ее порождения.
Суть этого механизма заключается в следующем: минимальная произносительная еденица речи – слог. В основе языка всегда лежит модель СГ, остальные виды слогов – его модификация. В слоге всегда предыдущий звук влияет на последующий, а последующий на предыдущий. Это и есть формулировка механизма упреждающего синтеза: последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.
Работа по формированию механизма упреждающего синтеза проходит в несколько этапов:
Выкладывание визуально ритмических рядов 1:1, сначала горизонтально, затем вертикально и самый сложный этап это выкладывание по кругу;
Выкладывание визуально ритмических рядов 2:1;
Выкладывание визуально ритмических рядов 1:2;
Выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1.
Формирование слоговой структуры слова с использованием механизма упреждающего синтеза так же проходит в несколько этапов:
1 этап: воспроизведение изолированных языковых единиц.
Игры:
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 горизонтально с символами гласных звуков;
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 вертикально кубиками, магнитами на доске с изображением символов гласных звуков;
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 по кругу с изображением жестов (ладонь – А, кулак – У).
2 этап: воспроизведение цепочек слогов.
Игры:
- выкладывание визуально ритмических рядов горизонтально 2:1, затем 1:2 с произнесением слогов (например, фу – фу – ба, фу – фу – ба; можно использовать визуальную опору фу- свеча, ба – барабан, затем визуальнуюопору убираем и выкладываем какой-либо природный материал);
- выкладывание визуально ритмических рядов 2:1, 1:2 вертикально с проговариванием слогов + жесты (на магнитной доске, липучки);
- выкладывание визуально ритмических рядов 2:1, 1:2 по кругу (жесты, ходьба + движения);
3 этап: проговаривание слов в соответствии с типами слоговой структуры по А. К. Марковой.
Игры:
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 горизонтально слова 1 типа СС (наклеить слова на дно стаканчиков);
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 вертикально на доске, на координационной лестнице с проговариванием слов 2 типа СС;
- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 по кругу с проговариванием слов 3 типа СС + движения с мячиками/жесты.
Таким образом, механизм упреждающего синтеза, функционирующий в процессе проговаривания, является регулятором специфики построения различных, в том числе и структурных компонентов языковых единиц. Действие механизма упреждающего синтеза распространяется на все речевые образования – слог, слово, фразу и способы их соединения (И. А. Зимняя, 2001).