Гюзель Аскерова
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью, нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами и дефектами произношения.
Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Правильно подобранные методы коррекционной помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
- потребность современных подходов и новых разработок в области коррекции развития детей с ОВЗ, в связи с увеличением их количества;
- практических рекомендаций по коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, методических разработок по проблеме развития мышления детей с ОВЗ еще недостаточно.
Я работаю учителем-дефектологом в группе для детей с нарушением интеллекта. У моих детей нарушена эмоционально-волевая сфера. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь. Для развития этих процессов я использовала различные дидактические игры, упражнения, но не всегда получала желаемый результат.
В итоге я задалась вопросом: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»
Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.
Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений : сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
К использованию данной технологии с использованием блоков Дьенеша меня подвели результаты, полученные мною после проведения психолого-педагогической диагностики воспитанников группы компенсирующей направленности на начало учебного года.
У детей с нарушением интеллекта отмечался низкий уровень в умении различать форму, цвет, величину, размер. Дети с трудом выделяли признаки предмета и сравнивали их, имели низкий уровень при построении высказываний, не владели операцией классификации.
Учитывая особенности моих воспитанников, я предположила, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития детей с ОВЗ. Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.
Обобщив результаты мониторинга, поставила перед собой цель: развивать мыслительные умения у детей с нарушением интеллекта.
Для достижения цели поставила пред собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.
2. Знакомить детей с символами.
3. Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.
4. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.
При проведении групповых и индивидуальных занятий с использованием блоков Дьенеша, применяю следующие методы и приемы: (слайд)
- наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.
- словесный: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение.
- практический: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх.
Наиболее действенным оказался наглядный метод обучения, т. к. у детей с нарушением интеллекта зрительная память развита лучше, чем слуховая.
Для реализации задач по использованию блоков Дьенеша работу начала с создания предметно-развивающей среды в группе. Совместно с родителями приобрели 4 набора блоков Дьенеша (на каждый рабочий стол). Оформила уголок в группе для игр с блоками.
Изучив результаты диагностики, разработала перспективный план по обучению детей игре с блоками Дьенеша в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка. Данная методика позволила упрощать или усложнять задания в играх, используя меньшее или большее количество признаков фигур, соответственно меньшее или большее количество элементов набора. Методика Золтана Дьенеша предлагает множество интересных игр для интеллектуального развития детей.
Учитывая достаточно низкий уровень развития умственно отсталого ребенка, начала работу по методике Дьенеша с элементарного ознакомления детей с материалом.
На первом этапе работу начинали с простого манипулирования ребенком предлагаемыми геометрическими фигурами, тем самым предоставляя ему возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. Накладывая блоки друг на друга, складывая в ряд, и перекладывая их из коробки на стол и обратно, дети знакомились со свойствами фигур на уровне ощущения.
Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, работу по формированию мыслительных умений продолжили со знакомства с формой, цветом, затем величиной и толщиной. На начальной ступени детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку, например: «Найди фигуру такой же формы», «Найди фигуру такого же цвета» или «Найди фигуру такого же размера» и так далее.
Затем, после усвоения данной ступени, предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, например: «Найди круги красного цвета» и так далее; а затем и тремя свойствами — «Найди круги красного цвета большого размера» и так далее.
После знакомства со свойствами предметов стала организовывать игры разной степени сложности (от простого к сложному, используя игровые альбомы, прилагаемые к блокам. Это занятие оказалось интересным для детей : им предлагалось выбрать блоки такой же формы, цвета и размера, как на картинке, и наложить их на изображение (для этого удобно разделить альбом на отдельные листы и положить их в файлы). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети испытывали радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Эта игровая деятельность стимулирует развитие речи, инициативность и самостоятельность детей. Так, в игре, дети закрепляют свойства предметов (цвет, форму, размер).
После освоения данных игровых упражнений я решила усложнить задание. Следующий этап обучения - введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы, в качестве зрительно ориентира. Так цвет обозначается пятном, величину – силуэтом домика (большой, маленький). Форму – соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Карточки рассматриваем с детьми, уточняем, какие свойства обозначены на них. Рассматриваем с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называем имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения»…это красный, большой круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки». Предлагаются такие игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Определять цвет, форму и размер блока дети научились после неоднократного повторения. Большинство детей группы испытывают трудности при соотнесении символа, обозначающего толщину фигуры. В итоге работы дети старшего возраста научились кодировать и декодировать (расшифровывать) информацию.
После того как дети постепенно научились пользоваться кодовыми карточками, я попробовала ввести код, обозначающий знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Дети осваиваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребовались карточки, где обозначенное свойство перечеркнуто двумя линиями. Например: для усвоения слов: некрасный, некруглый, небольшой, предлагаются игры «Переводчики», «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий, большой (маленький).
Этот уровень сложности материала не для всех детей оказался доступным. В процессе обучения с заданиями данной сложности справляются дети подготовительной группы.
Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа. Подобные игровые упражнения провожу, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Все занятия планируются в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показазывает, увлеченные игрой дети постепенно усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.
Сначала я использовала игры с блоками на индивидуальных занятиях, затем рекомендовала использовать их в качестве продуктивной деятельности, а также и в свободные утренние и вечерние часы. После этого предложила родителям использовать игровое пособие для досуговой деятельности детей дома. Провела презентацию блоков Дьенеша для родителей. Также подготовила наглядную информацию в родительском уголке по использованию блоков с детьми. В результате, некоторые родители ознакомились с методическими советами по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и приобрели наборы и игровые альбомы для своих детей и теперь с удовольствием играют вместе со своими детьми дома.
Затем провела консультативную работу с коллегами с презентацией блоков Дьенеша. Также провела мастер-класс для педагогов ДОУ по использованию логических блоков в работе с детьми. Воспитатели также заинтересовались методикой учебно - игрового пособия и стали использовать их для обычных детей дошкольного возраста.
В целом, специальная работа по развитию мышления с использованием блоков Дьенеша позволяет развивать у детей с интеллектуальной недостаточностью определенные умственные операции. По результатам педагогического наблюдения психического развития детей заметен очевидный рост показателей по всем критериям оценки мыслительной деятельности. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми группы поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показывает, что возможна количественная и качественная динамика развития умственно отсталых детей. Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Стоит отметить, что для достижения в работе с данной категорией детей положительных результатов, необходимо осуществлять психологическую коррекцию целенаправленно, поэтапно, длительно и систематически.
Анализируя результаты психолого-педагогической диагностики на конец года после всех этапов, я увидела, что произошла положительная динамика и уровень развития детей заметно увеличился.
Таким образом, проанализировав результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками с ОВЗ играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Следует отметить, что при систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине, учатся выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.
Анализ психолого – педагогической диагностики показал эффективность игровой технологии с использованием блоков Дьенеша, что способствует развитию мышления детей.