Получи документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша

Ольга Стрельникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша (ЛБД, программа «Детство»

Тема: «Поможем Фее Математики»

Виды деятельности : познавательная и игровая

Форма по количеству детей: подгрупповая (10 человек)

Учет требований ФГОС:

Мотивация направлена на познавательную и коммуникативную деятельность (помочь фее починить волшебную палочку, выполнив ряд математических заданий).

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша» размещена в разделах

Активизация субъективного опыта ребенка: создание атмосферы заинтересованности; проблемная ситуация; использование наводящих вопросов; обсуждение (что самое интересное, самое трудное было на занятии).

Создание ситуации успеха: оказание помощи при затруднении; активизация положительных эмоций; создание атмосферы дружелюбия; создание условий для того, чтобы каждый ребенок ответил правильно и ему это понравилось; одобрение, поощрение, похвала, дифференцированная оценка детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Соблюдение требований СанПин: НОД проводится в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении. В середине занятия проводятся физминутки, зарядка для глаз. Продолжительность занятия: не более 25 минут. Чередуются разные виды деятельности.

Реализация требований к оформлению: Раздаточный, демонстрационный материал, наглядность отвечают эстетическим требованиям; подобран согласно поставленным задачам НОД, рационально размещен. Соответствует

возрасту и уровню развития детей.

Раздаточный: Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» - СПб., ООО «Корвет» на каждого ребенка;

карточки с цифрами 1-10; лист бумаги А4, поделенный на 9 клеток (3Х3) на каждого ребенка.

Демонстрационный: 2 обруча красный и синий, «волшебная» палочка, сундучок.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

1. Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10, обратного счета;

2. Формировать умение выявлять в объектах (ЛБД) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия/ отсутствия каждого;

3. Закрепить умение ориентироваться на листке бумаги, в пространстве относительно себя и относительно других предметов;

4. Продолжать развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность.

2. Стимулировать познавательную активность.

3. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывающие:

1. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

2. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.

3. Воспитывать желание работать в коллективе, дружеские взаимоотношения, умение выслушать товарища, не перебивая его.

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Методические приемы:

Словесные: вопросы (прямые, поисковые); оценка ответов детей (положительная); указания, поощрения.

Наглядные: демонстрация, наглядное моделирование (обручи).

Игровые: вводная беседа, физминутки, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: заучивание слов физминутки, проведены дидактические игры и упражнения с ЛБД «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.

Ход взаимодействия:

Этап

Содержание взаимодействия

Педагогическая поддержка

1 этап: Орг. момент

Психогимнастика-30сек.

Сообщение темы и цели-30сек.

Содержание взаимодействия:Дети стоят в кругу на ковре вместе с воспитателем

-Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.

Соня! Кто у тебя стоит справа? Илья! Кто у тебя стоит слева? и т. д

Ребята, за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

- Ребята, у нас сегодня ответственное задание. Нас просит о помощи Фея Математики…сломалась волшебная палочка, закончилась математическая энергия (педагог демонстрирует «волшебную палочку», «нажимает» на кнопку, палочка не светится, музыка не слышна). Для того, чтобы она вновь заработала, вы должны правильно выполнить все математические задания.

- Поможем Фее? …

2 этап:Д/упр. «Веселый счет»- 1мин.

-Итак, приступим к выполнению ответственного поручения. Первое задание – разминка.

- Нужно быстро ответить на вопросы:

Сколько носов у трёх котов(3,

Сколько ушей у двух мышей(4,

Какая цифра спряталась в слове семья(7,

Сколько пальцев на одной руке(5,

Сколько раз в году бывает день рождения(1),

Сколько глаз у любого из нас(2,

Сколько орехов в пустом стакане(0)

-Молодцы! Очень быстро соображаете!

Пед. поддержка: Похвала

3 этап: Д/и «Засели домики» (ЛБД)- 8 мин.

-Пора приступить ко второму заданию. Приглашаю вас занять свои рабочие места за столами. …

- Сели удобно, спинка прямая.

У каждого ребенка на столе набор ЛБД, лист бумаги А4 в клетку (9 клеток). На доске продублирован лист в клетку с треугольной крышей – «дом» в три этажа, плоские геометрические фигуры нужных цветов.

-Ребята, Фея Математики попросила нас помочь заселить в этот дом необычных жильцов – логические блоки. Давайте вспомним, на что похожи эти блоки? … ( На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

–Совершенно верно! Значит они различные по какому признаку? … (По форме)

–Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия? … (Да, по цвету, размеру, толщине)

-Тася, напомни нам цвет блоков. (Они бывают красные, синие и желтые) Верно!

-Тимофей, какого размера логические блоки? (большие и маленькие) Да!

-Как блоки различаются по толщине, нам скажет Матвей. (толстые и тонкие) Хорошо!

-Чтобы гости не заблудились, я напоминаю, что мы всегда читаем и ведем отсчет слева направо.

-Вот прибыл первый гость: большой, толстый, желтый треугольник (дети находят в наборе логический блок с указанными признаками). Покажите мне его. …

- Он займет квартиру на 2 этаже третью по счету. … (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

- Вторым приехал большой тонкий синий круг, его квартира 1-я на 3-ем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

-Ребята, появилась целая компания гостей. Маленький тонкий синий квадрат будет жить во второй квартире на 1 этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

-Большой тонкий красный квадрат заселился в третью квартиру на третьем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

-Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на втором этаже в квартире №2. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

-А большой толстый желтый квадрат заселился в первую квартиру на первом этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель / ребенок дублирует действие на доске).

(клетки заполняются таким образом, чтобы осталось по одной свободной на каждом этаже и чтобы прослеживалась закономерность по какому-либо признаку: размер, толщина, цвет, форма). Предварительная работа:

проведены дидактические игры и упражнения с ЛБД «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.

Индивидуальный опрос.

Педагогическое сопровождение:

1. Напоминание: Чтобы гости не заблудились, я напоминаю, что мы всегда читаем и ведем отсчет слева направо.

2. Действия детей дублируются на доске.

3. Продублировать очередное действие на доске попросить менее активных детей Глеба, Илью.

4. Подводящий диалог для повторения признаков ЛБД.

Давайте вспомним, на что похожи эти блоки? … ( На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

–Совершенно верно! Значит они различные по какому признаку? … (По форме)

–Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия? … (Да, по цвету, размеру, толщине)

-Тася, напомни нам цвет блоков. (Они бывают красные, синие и желтые) Верно!

-Тимофей, какого размера логические блоки? (большие и маленькие) Да!

-Как блоки различаются по толщине, нам скажет Матвей. (толстые и тонкие) Хорошо!

4 этап: Зарядка для глаз-30сек. -Наши глазки долго и внимательно смотрели, нам помогали, а теперь мы о них позаботимся – сделаем зарядку («рисуем» глазами геометрические фигуры, чередуя с быстрым морганием, зажмуриванием, в конце – «Утюжок»)

5 этап: Физминутка «Как живешь?»-30сек.

-Ребята, вставайте на ноги, покажите, как вы живет.

- «Как живешь? – Вот так! Дети выставляют руку вперед, большой палец вверх.

Как идешь? – Вот так! Шагают на месте.

Как стоишь? – Вот так! Встать прямо, руки прижать к туловищу,

Как бежишь? – Вот так! Бег на месте.

А как спишь? – Вот так! Положить ладони под щеку, закрыть глаза.

Как шумишь? – Вот так! Попрыгать, хлопая в ладоши.

А молчишь? – Вот так! Приложить палец к губам.

-Вижу, замечательно живете!

Предварительная работа: разучивание физминутки.

6 этап: Проблемная ситуация «Найди закономерность» - 3 мин.

–Ребята, присаживайтесь на место. …

- В доме остались свободные квартиры. Заселите их так, чтобы по горизонтали у всех жильцов был хотя бы один общий признак, т. е на каждом этаже жильцы должны быть чем-то похожи.

- Какие будут предложения? Тим? …там тонкий блок, потому что остальные здесь тонкие) Тим, скажи точнее адрес: на третьем этаже… Тимофей отвечает полным ответом (На третьем этаже я поселю тонкого жильца, потому что остальные здесь тонкие). Дети предлагают способы заполнения клеток. На втором этаже –желтые, на первом – квадратные. Молодцы! Отлично справились с заданием! Особенно нам помогли…

-Ребята, нравится вам помогать Фее? (Да) Тогда следуйте за мной!

Педагогическое сопровождение: наводящим вопросом помочь Тимофею составить полный ответ; проговаривание начала предложения.

7 этап: Д/и «Цифры заблудились»- 3мин.

Дети с педагогом переходят на ковер. На столе разложены карточки с цифрами от 1 до 10 картинкой вниз.

–Ребята, сейчас вам предстоит новое испытание. Каждый возьмет себе карточку с цифрой, по команде нужно построиться по порядку, называя свой порядковый номер.

- Задание понятно? Начали! Дети выбирают карточку, называют свой порядковый номер, находят свое место в числовом ряду.

- Молодцы! А теперь разойтись, построиться в обратном порядке! Дети выполняют задание, стоят в шеренге.

- Шаг вперед тот, у кого число, которое больше 5 на 1. Смелее, решительнее, Даша, ты все верно делаешь. Ребенок с цифрой 6 на карточке делает шаг вперед.

- Шаг вперед тот, у кого число, которое меньше 10 на 1…

- число, которое стоит между 7 и 9…

- соседи этого числа 3 и 5. Молодцы!

Предварительная работа:

повторить с Дашей и Ильей количественный и порядковый счет 1-10.

8 этап: Динамическая д/и «Роботы»-1мин.

-Ребята, хотите стать роботами? … А почему? (Они непобедимые…роботы сильные.) Правильно, а еще они должны четко, быстро и правильно выполнять команды на раз – два.

- Встаньте прямо, слушайте мою команду: налево! Дети выполняют команду на раз-два, поворачиваются через левое плечо, имитируя движения робота.

- Направо! Раз-два!

- Направо! Раз-два!

- Кругом! Раз-два!

- Два шага вперед! Раз-два!

- Один шаг влево! Раз-два!

-Налево! Раз-два!

- Справились неплохо, некоторых роботов просто неправильно запрограммировали. Это легко исправить. Пора приступить к следующему заданию.

Предварительная работа:

на ориентировку в пространстве относительно себя (Анна, Софа, Виталя, Алина)

9 этап: Д/и «Игра с двумя обручами»-5мин.

На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь выбрать блок, назвать его свойства и положить так, чтобы он оказался:

-Внутри синего, но вне красного обруча;

-Внутри красного, но вне синего;

-Внутри обоих обручей;

-Вне обоих обручей.

Предварительная работа: у детей сформировано четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

10 этап: Подведение итогов, сюрпризный момент-2мин.

-Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. А помогли вам в этом ваши знания и то, что вы были дружными, внимательными, сообразительными. Далее похвалить каждого ребенка за конкретное достижение.

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Мы помогали Фее починить волшебную палочку, … были роботами…заселяли домики)

-Что было для вас самым интересным? Тася? Выслушать ответы всех детей.

-Ребята, а что показалось вам самым трудным? ….

-Ой, ребята, смотрите! Волшебная палочка заработала!

Воспитатель незаметно нажимает на кнопку – УРА! Зазвучала музыка, замигали огоньки, дети в восторге. Воспользуюсь случаем, наколдую-ка вам подарки за отличную работу. «Наколдовать» подарки в сундучке: наклейки «смайлики». Пед. сопровождение: дифференцированная оценка работы детей.

Литература:

1. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. (Под. ред. А. А Столяра. М., «Просвещение», 1991)

2. «Логика и математика для дошкольников» Метод. издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство») СПб, «Акцидент» 2000г.

3. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Л. Н. Коротовских – СПб. : ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013г.

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша в старшей группе Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в старшей группе. Подготовила.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе Воспитатель: Заиченко Е. Н. Программное содержание:.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе с использованием блоков Дьенеша Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Задачи: совершенствовать.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «В помощь светофору» с использованием блоков Дьенеша Дошкольное образовательное учреждение Красноярский муниципальный детский сад№5 «Тополёк» Жирновского муниципального района Волгоградской.

Конспект ОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Конспект проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с помощью блоков Дьенеша) Составила.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе «Путешествие в сказочный лес» Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе. «Путешествие в сказочный лес» Цель: Обобщение и закрепление.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе с использованием кубиков Никитина и блоков Дьенеша. Тема: «В гости к коту Ваське». Цель: Развивать познавательный интерес через опытно - экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Домик для поросят» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Домик для поросят». Ведущая образовательная область: познавательная.

НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Поможем заиньке!» НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Поможем заиньке!» Программное содержание: Учить выделять предметы по двум признакам; цвету,.

Занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие в волшебную страну с динозавром Дино» (с использованием блоков Дьенеша) Занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие в волшебную страну с динозавром Дино» (с использованием блоков Дьенеша) Задачи. 1. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша
Опубликовано: 27 марта 2017 в 17:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Стрельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД