Светлана Бакулина
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных методов и приемов по постановке и автоматизации звуков у детей«
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных методов и приемов по постановке и автоматизации звуков у детей
Аннотация.
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую
актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно
возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование инновационных методов и приемов по постановке и автоматизации звуков у детей„» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность
проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д., конечно основная цель занятий – произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить при мы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Замените их на «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам,
увлечениям.
Участники мастер – класса : педагоги ДОУ
Задачи:
Это позволит решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть
достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических при мов для того, чтобы занятие превратилось для реб нка в увлекательную игру.
Ход мастер – класса :
И так, предлагаю на этапе автоматизации звуков использовать различные игры :
«Су-джок»
Ребенок поочередно прокатывает массажное колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал. Например, автоматизация звука [ш].
На правой руке:
Этот малыш — Илюша, (на большой палец);
этот малыш — Ванюша, (указательный);
этот малыш — Ал ша, (средний);
этот малыш — Антоша, (безымянный);
а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).
На левой руке:
эта малышка — Танюша;
эта малышка — Ксюша;
эта малышка — Маша;
эта малышка — Даша;
а меньшую зовут Наташа.
«Мяч».
Автоматизируя заданный звук изолированно, в слогах, словах, дети передают изрук в руки мяч и произносят слоги и слова, затем, под ритм, отбивая мяч об пол,или бросая, его друг другу.
«Кубик».
Реб нок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Пирамидка, бусы, сч ты».
Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, перебирает крупные бусины, откладывает колесики на счетах с одновременным проговариванием речевого
материала или произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на
счетах.
«Звуковые дорожки».
Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
«Часы»
Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Звенящие баночки».
Каждый звук обозначается своим цветом. Реб нок бер т квадратик и называет звук соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все звуки будут названы, баночки превращаются в "звенящие".
“Игра на пианино”.
Имитируя игру на пианино, реб нок проговаривает заданный слог 5 раз:
ра-ра-ра-ра-ра.
«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
«Ромашка».
В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет
необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.
«Добавь слог».
Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети
заканчивают нужным слогом: ли – са, колба – са, ко – сы, но – сы.
«Ладошки».
При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Шарик».
Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую
теннисный мячик.
В настоящее время значительно возрос интерес логопедов при работе над
автоматизацией звуков у детей с использованием песка. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами,
представляет себя волшебником, художником, сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице созда тся дополнительный акцент на тактильную чувствительность реб нка. Перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу способствует повышению мотивационного интереса к занятиям. Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных и образовательных процессов.
Выкладывая дорожку на песке из ракушек и камешек, реб нок с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.
Выступая в роли археолога и делая «раскопки» в песке
(находит картинки и предметы, закрепляет правильное произношение звука в
словах.
Строительство в песочнице замков, дворцов, заселение их различными сказочными героями, животными, способствует автоматизации
звуков в предложениях и связной речи.
«Улитка».
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.
«Лабиринт».
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
«Собери яблоки».
«Собирая» яблоки в корзину, реб нок проговаривает «СА, СО, СУ, СЫ», тем самым закрепляя звук [C] (или другой звук) в прямых слогах.
«Поезд».
К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими
автоматизируемый звук. Проговорить слова.
«Сухой бассейн».
Коробка с крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть
автоматизируемый звук. Реб нок вылавливает игрушку из бассейна и называет е.
«Назвать слова по сюжетной картинке».
Реб нок должен назвать слова по сюжетной картинке.
«Рыбалка».
Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.
«Говорящие руки».
Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает
инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим
говорить Ш, а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Зима и весна».
Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
К нам зима приш (ла,
Снег и вьюгу принес (ла,
Все, что А (лла, разброса (ла,
Вьюга снегом занес (ла!
Весна приш (ла,
А (лла, сразу все наш (ла,
На лужайку вышла А (лла,
Видит там лежит ю. (ла).
«Слова вокруг нас».
Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова,
которые ребенок правильно произнес.
«Куча мала».
Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу (на голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони). Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.
«Соседи».
Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).
«Считалки».
Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на
картинки.
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
Крыжовник, курица, тетрадь,
Гриб, смородина, кровать,
Груши, грузовик, Петрушка,
Виноград, трамвай, игрушка.
«Артисты».
Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные
перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.
Игра «З рнышки для петушка».
Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах. Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.
Игра «Грузовик с подарками».
Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах. Реб нку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо ч тко назвать все картинки со звуком Р.
данном случае логопед называет слова, а ребенок
закрывает картинки, в которых он не услышал требуемый звук) или с
проговариванием данных слов самим ребенком.
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
«Тишина».
Цель. Автоматизация звука [ш].
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети —
у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему, при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
«Колечко».
Цель. Автоматизация звука [ч] во фразах.
Оборудование. Колечко.
Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.
«Бараны».
Цель. Автоматизация звука [р] в тексте.
Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки,
образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, открывайте ворота!
Ворота. Рано, рано, вы, бараны, застучали в ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, пропустите в ворота!
Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.
Бараны. На луга, где трава, а на травушке роса.
Ворота. Еще рано вам туда, не откроем ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, до свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет
трава (уходят).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по
автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание,
2008, №8.
2. Бодраченко И. В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007г.
4. Бохан О. А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, №
3. Ерошкина С. Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2.
4. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004г.
5. Козырева О. А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.
6. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
7. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. - М. : «ГНОМ и Д», 2009.