Залина Дзгоева
Мастер-класс для педагогов «Интерактивные игровые технологии — эффективное средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов :
«Интерактивные игровые технологии – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Учитель-логопед З. А. Дзгоева
Цель: повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интерактивные игровые технологии — эффективное средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• расширять знания педагогов в вопросах использования интерактивных технологий в работе с дошкольниками;
• развивать интерес к использованию интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников.
Актуальность:
В настоящее время, когда из жизни ребенка уходит активная речь, нам не всегда удается добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Дети стали очень много времени проводить перед телевизором, за компьютером или смартфоном. Взрослые все чаще стали отмахиваться от детских вопросов, редко их выслушивают, не перебивая. Книги, если и читают, то не обсуждают. Зачастую родители используют в общении с ребенком не совсем грамотную и правильную речь. А ведь ребенку крайне необходимо общение со взрослыми. Ему очень нужно слышать грамматически правильную, выразительную, эмоционально окрашенную речь окружающих его взрослых. Потому что именно это, в первую очередь, создает благоприятные условия для становления и развития его собственной речи. Бедная речь может привести и к агрессии, потому что ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
На сегодняшний день у детей дошкольного возраста имеется много недостатков речи : скудный словарь, различные недостатки звукопроизношения, выразительности речи, аграматичные выражения, небрежная речь, утрата самого понятия «культура речи».
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Таким образом, особую актуальность приобретает использование, наряду с традиционными методами и приемами, и интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников.
Что же такое интерактивная технология?
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
При этом внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
За короткое время невозможно охватить все существующие интерактивные технологии, поэтому я познакомлю вас лишь с некоторыми из них. Но мы не ограничимся только теорией, так как наше знакомство будет носить практический характер.
Итак, мы начинаем и давайте представим, что мы отправились в путешествие на белоснежном корабле по островам интерактивных методик развития связной речи.
Сейчас наш корабль находится в порту под названием «Ожидание». Пожалуйста, ответьте на вопрос: «Чего вы ожидаете от нашего мастер-класса?»
А ответить на этот вопрос вам поможет интерактивная технология, которая называется «Цепочка». Пожалуйста, ответьте на поставленный вопрос, передавая друг другу вот этот замечательный кораблик (игрушка).
Я благодарю вас за ответы и надеюсь, что все ваши ожидания от нашей встречи оправдаются.
Тем временем, мы добрались до первого острова, который называется «Синквейн».
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк.
Первая строчка стихотворения – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке посредством использования глаголов или деепричастий описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, состоящая из четырех слов, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Иногда это просто синоним к теме стихотворения.
Например, синквейн на тему «Дети» :
1. Дети.
2. Прекрасные, озорные.
3. Играют, шалят, радуют.
4. Украшают и наполняют жизнь смыслом.
5. Радость.
А вам я предлагаю составить синквейн на тему «Зима».
Вы отлично справились, а тем временем, наш корабль прибыл на остров «Сказочный». Здесь мы попробуем рассказать всем известную сказку на новый лад от лица совершенно неожиданного персонажа. Я предлагаю вам рассказать русскую народную сказку «Курочка Ряба» от лица… яйца. Итак, я начинаю, а вы продолжаете.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко…
А дальше ваша очередь…
Замечательная сказка получилась! А мы добрались до острова «Противоречий». Здесь мы познакомимся с еще одним методом – методом противоречий. Метод противоречий – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – будет тяжело бегать. И т. п.
Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное. Данный метод с успехом можно использовать в развитии связной речи дошкольников.
Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, обе стороны одной медали или оба конца одной палки.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза – вред».
Педагоги делятся на две команды: одна – «польза», другая — «вред». Они передают картинку с изображением огня как эстафету друг другу и говорят какая от огня польза и какой от него вред:
польза – огонь греет; вред – огонь может обжечь.
Следующая остановка – остов «А я бы…». Здесь наша цель – развивать творческое воображение, учить свободному рассказыванию. После прочтения ребенку какой-либо сказки, предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей или стал бы каким-либо предметом.
Я предлагаю отправится в сказку «О рыбаке и рыбке» и представить себя на месте… (старика, старухи, рыбки, корыта, моря)
Вот так, незаметно, мы добрались до последнего острова, который называется «Интервью». Эту интерактивную игровую технологию хорошо использовать на этапе закрепления знаний и подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у воспитанников активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который задает вопросы о каком-либо событии.
Сейчас в роли журналиста буду я. А вы будете отвечать на мои вопросы:
- Что нового узнали?
- Что особенно запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- Что не понравилось?
- О чем хотели бы услышать в следующий раз?
- Какое настроение осталось после мероприятия?
Ну, что ж, вы и посмотрели как можно использовать технологию «Интервью», и поучаствовали в рефлексии по нашей сегодняшней встрече.
Подводя итоги, хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов – это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей, потому что интерактивные игровые технологии – это интересное, творческое и перспективное направление.