Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников»

Ирина Жан-Чи-Ха
Мастер-класс для педагогов «Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Распространение педагогического опыта по применению игровых технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.

2. Представить педагогам методические приёмы работы по обучению игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные процессы (внимание, память, мышление, навыки элементарной учебной деятельности.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность темы:

Ежегодно из детских садов выпускаются десятки дошкольников. Для них начинается новый важный этап в жизни – поступление в школу.

И встает главный вопрос - готов ли ребенок к этому этапу?

Сможет ли он успешно овладеть знаниями?

Во многом это зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, т. е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.

Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки:

• Желание учиться

• Развитую мелкую моторику

• Произвольное внимание

• Навык запоминания

• Понимание причинно-следственных связей

• Умение выражать свои мысли и задавать вопросы

• Умение следовать инструкциям

• Общительность

• Самостоятельность

Перед педагогами встает сложный вопрос - Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе?

Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие. Изучив передовой педагогический опыт, я выбрала наиболее эффективные технологии и в первую очередь конечно же игровую технологию, которая позволяет сделать обучение не только интересным и увлекательным, но и повышает мотивацию дошкольников к приобретению знаний и дальнейшему обучению в школе.

Игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Способствуют развитию мышления ребенка. Важно обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы нашим детям. Сегодня мы с вами будем играть сами, а значит вам необходимо быть активными и внимательными.

Итак, начнём

Игры на развитие функций внимания

Играет ли ребенок, учится ли - непременное условие его успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте - это его устойчивость, переключение и распределение.

1. Игра «Запретное число» (со всей группой педагогов)

Цель: развитие внимания, умения слушать.

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2, 5);

Вы по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. (Затем количество запретных чисел увеличивается)

Игра позволяет задействовать внимание, но и память, мышление и побуждает участника к активной деятельности и сосредоточению. Усложнит игру можно через добаление правила – игра на выбываение (кто ошибается, тот выбывает из игры). Тем самым игра еще более повышает мотивацию участников.

2. «Найди отличия» (интерактивная игра)

Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка, умение сравнивать

Инструкция: "Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите". На данной иллюстрации 5 отличий

Игра вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива, внимательность.

Игры на развитие памяти.

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни маленького человека. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.

Только помните, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

1. «Разложи цифры» (на экране)

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

3. Игра "В саду у бабушки растут. "

Ведущий начинает игру и говорит: "В саду у бабушки растут. ". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "В саду у бабушки растут. ". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя.

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. Кроме того, у детей включаются такие процессы как внимание, мышление.

Игры на развитие логического мышления

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

(Интерактивные игры)

Игра «Выделите лишнее»

Цель:Развивать мышление, умение классифицировать предметы по признаку

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Упражнение "Последовательные картинки".

Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.

Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т. к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ.

Усложнение «Время и антивремя]».

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие вначале - правильно, а затем — от конца к началу.

С детьми старшего дошкольного возраста широко используются логические словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Словесные логические игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

«Найди общее слово»

«Найди, что общего»

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

«Что было сначала, что потом?»

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов

Игры по формированию пространственных представлений.

«Волшебный лист» (игра проводится со всей группой педагогов)

Вначале работы в ориентировке на листе мы используем напольное пособие, которое состоит из 9 квадратов, когда дети усвоили понятия верх / низ, правый / левый, середина - переходим на ориентировку на листе в клетку.

Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве.

Инструкция:

«Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Покажите правый (левый) верхний (нижний) угол. Теперь, берём «жучка», сажаем его на середину листа и перемещаем его по листу в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено».

1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх. Где жучок. Какого цвета квадратик?

Игра «Расскажи, где предмет».

Цель: Вербализация пространственных отношений

Описание: рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что где находится

Усложненный вариант игры-картина переворачивается обратной стороной, а дети называют по памяти что где находится

Заканчивая наш мастер-класс хочется заметить, эти методические приёмы игровой деятельности, действительно способствуют подготовке детей к школе. В словесные игры можно играть везде, они не требуют дополнительного времени для специальной организации. Их я рекомендую не только воспитателям, но и родителям. Играть можно на прогулке, по дороге домой, пока готовится ужин, перед сном и т. д. А интерактивные игры не только вызывают интерес своей яркостью и динамичностью, но и мотивируют детей к обучению.

Хотелось бы ответить очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Необходимо помнить одно важное правило: дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников»
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 06:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жан-Чи-Ха (УИ 2878107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД