Ирина Жан-Чи-Ха
Мастер-класс для педагогов «Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников»
▼ Скачать
Цель: Распространение педагогического опыта по применению игровых технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.
2. Представить педагогам методические приёмы работы по обучению игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные процессы (внимание, память, мышление, навыки элементарной учебной деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игра как средство развития произвольности познавательных процессов у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность темы:
Ежегодно из детских садов выпускаются десятки дошкольников. Для них начинается новый важный этап в жизни – поступление в школу.
И встает главный вопрос - готов ли ребенок к этому этапу?
Сможет ли он успешно овладеть знаниями?
Во многом это зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, т. е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки:
• Желание учиться
• Развитую мелкую моторику
• Произвольное внимание
• Навык запоминания
• Понимание причинно-следственных связей
• Умение выражать свои мысли и задавать вопросы
• Умение следовать инструкциям
• Общительность
• Самостоятельность
Перед педагогами встает сложный вопрос - Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе?
Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие. Изучив передовой педагогический опыт, я выбрала наиболее эффективные технологии и в первую очередь конечно же игровую технологию, которая позволяет сделать обучение не только интересным и увлекательным, но и повышает мотивацию дошкольников к приобретению знаний и дальнейшему обучению в школе.
Игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Способствуют развитию мышления ребенка. Важно обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы нашим детям. Сегодня мы с вами будем играть сами, а значит вам необходимо быть активными и внимательными.
Итак, начнём
Игры на развитие функций внимания
Играет ли ребенок, учится ли - непременное условие его успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления.
Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте - это его устойчивость, переключение и распределение.
1. Игра «Запретное число» (со всей группой педагогов)
Цель: развитие внимания, умения слушать.
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2, 5);
Вы по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. (Затем количество запретных чисел увеличивается)
Игра позволяет задействовать внимание, но и память, мышление и побуждает участника к активной деятельности и сосредоточению. Усложнит игру можно через добаление правила – игра на выбываение (кто ошибается, тот выбывает из игры). Тем самым игра еще более повышает мотивацию участников.
2. «Найди отличия» (интерактивная игра)
Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка, умение сравнивать
Инструкция: "Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите". На данной иллюстрации 5 отличий
Игра вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива, внимательность.
Игры на развитие памяти.
Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни маленького человека. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.
Только помните, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
1. «Разложи цифры» (на экране)
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
3. Игра "В саду у бабушки растут. "
Ведущий начинает игру и говорит: "В саду у бабушки растут. ". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "В саду у бабушки растут. ". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя.
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. Кроме того, у детей включаются такие процессы как внимание, мышление.
Игры на развитие логического мышления
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
(Интерактивные игры)
Игра «Выделите лишнее»
Цель:Развивать мышление, умение классифицировать предметы по признаку
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Упражнение "Последовательные картинки".
Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.
Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т. к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ.
Усложнение «Время и антивремя]».
Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие вначале - правильно, а затем — от конца к началу.
С детьми старшего дошкольного возраста широко используются логические словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Словесные логические игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
«Найди общее слово»
«Найди, что общего»
Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
«Что было сначала, что потом?»
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов
Игры по формированию пространственных представлений.
«Волшебный лист» (игра проводится со всей группой педагогов)
Вначале работы в ориентировке на листе мы используем напольное пособие, которое состоит из 9 квадратов, когда дети усвоили понятия верх / низ, правый / левый, середина - переходим на ориентировку на листе в клетку.
Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве.
Инструкция:
«Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Покажите правый (левый) верхний (нижний) угол. Теперь, берём «жучка», сажаем его на середину листа и перемещаем его по листу в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено».
1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх. Где жучок. Какого цвета квадратик?
Игра «Расскажи, где предмет».
Цель: Вербализация пространственных отношений
Описание: рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что где находится
Усложненный вариант игры-картина переворачивается обратной стороной, а дети называют по памяти что где находится
Заканчивая наш мастер-класс хочется заметить, эти методические приёмы игровой деятельности, действительно способствуют подготовке детей к школе. В словесные игры можно играть везде, они не требуют дополнительного времени для специальной организации. Их я рекомендую не только воспитателям, но и родителям. Играть можно на прогулке, по дороге домой, пока готовится ужин, перед сном и т. д. А интерактивные игры не только вызывают интерес своей яркостью и динамичностью, но и мотивируют детей к обучению.
Хотелось бы ответить очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Необходимо помнить одно важное правило: дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи!