Татьяна Кромаренко
Мастер-класс для педагогов и воспитателей «Коррекционное игровое занятие Круг: «Это — Я, это — ТЫ, это — МЫ!» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими его людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться.
Во время общих игр происходит развитие эмоциональной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличивается активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки. «Особые» дети испытывают трудности адаптации в детской группе. Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а затем ребенок включается в групповое занятие. Для формирования мотивации к взаимодействию и развитию коммуникативных навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии использую игровое занятие «Круг».
Публикация «Мастер-класс для педагогов и воспитателей „Коррекционное игровое занятие Круг: „Это — Я, это — ТЫ, это — МЫ!“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Круг – это ритмически организованное, краткое по времени, эмоционально насыщенное занятие.
Главная цель игрового занятия Круг – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и почувствовать себя частью коллектива.
Задачи:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование «образа себя» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.
Участники занятия: социальный педагог, дети дошкольного, младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, их родители (количество участников зависит от индивидуальных особенностей детей, оптимальный вариант 5-7 человек).
Оборудование:
- зал с ковровым покрытием (занятие проводится на полу);
- музыкальное сопровождение (спокойная и ритмическая музыка);
- большой мяч, большое шелковое покрывало в форме круга.
Приветствие:
- Добрый день, ребята и уважаемые родители! Я рада приветствовать вас, и приглашаю в путешествие, для этого мы все должны встать в круг (дети и родители встают попеременно, взяться за руки, поднять руки вверх и сказать дружно «Здравствуйте!» (дети и родители, держась, поднимают руки вверх, произносят слово «Здравствуйте», и делают «поклон» вперед). Приглашаю всех сесть в круг (все садятся на пол или на стульчики).
- Пришло время узнать, кто же, решил отправиться в путешествие?
Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это - Я, это – ТЫ, это - МЫ, это - ВЫ» (участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других)
Ритмическая игра «В нашем зале все друзья!»
- Но мы не знаем ваши имена? А поможет нам большой мяч (мяч поможет детям сконцентрировать внимание, мы будем передавать его по очереди друг другу и называть свои имена, например «Я – Миша, Я - мама Вера и т. д.». Давайте, будем знакомиться! (Все участники представляются, если участник не знает свое имя (или не может говорить, ему помогают остальные, протягивают руки в его направлении и произносят «Это - Миша», а родитель данного ребенка или педагог, встает у него за спиной, берет его руки и прижимает их к груди ребенка со словами «Я - Миша!»).
- Давайте, проверим, как вы запомнили имена всех участников. «Раз-два-три, покажи: где же – Миша? где мама Вера?» и т. д. (дети показывают на участника, чье имя произносит педагог). Молодцы!
- Скажите ребята, а на чем можно путешествовать? (ответы детей, помощь родителей). Сегодня мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Путешествовать можно на разных летательных объектах, а мы с вами отправимся на большом воздушном шаре! Поможет нам большое волшебное покрывало, нам нужно будет всем под ним поместиться. Чтобы его удержать, нужны крепкие сильные руки.
Ритмическая музыкальная разминка «Разомнем наши пальчики»
- Чтобы наш воздушный шар полетел, нам нужно его надуть. Я предлагаю всем взяться за края покрывала и под мои слова, поднимая руки вверх, попробуем его раздуть как купол воздушного шара!
Ритмическая сенсорная игра «Ветер дует!» (позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие).
«Ветер, ветер дуй сильней»
Ветер, ветер, дуй смелей,
Раздувай большой шатер
Чтоб взлетел он выше гор» (повторить 2-3 раза)
- А сейчас мы должны все поместиться под ним!
«Ветер, ветер дуй сильней»
Ветер, ветер, дуй смелей,
Раздувай шатер большой
Пусть накроет нас с тобой!
Первым он накроет… (произносится имя ребенка, ребенок прячется под покрывало)
А вторым накроет… (имя ребенка)
Ну, а третьим будет… (имя ребенка)
А четвертым будет (имя ребенка)
А теперь уж постарайтесь
Мамы дружно к деткам прячьтесь! (все участники оказываются под покрывалом)
Педагог обходит всех вокруг, трогает со словами:
«Это что у нас за чудо? Шар воздушный прилетел!
Ты откройся шар скорей, покажи нам всех детей!
Это Миша! Это (произносятся имена детей, они выходят из-под покрывала).
Детки, мамы, где у нас? Вы найдите их сейчас!» (дети снимают покрывало с родителей)
- Справиться с таким большим шаром может только дружная команда. Сейчас мы узнаем, какие вы дружные и ловкие.
Игра по правилам «У тебя, у меня.» (позволяет развитию зрительно, слухового внимания, формированию схемы тела, развитию пространственных представлений)
У меня, у тебя
Звонкие ладошки,
У меня, у тебя,
Как пружинки, ножки.
Мы с тобой, мы с тобой
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (по коленочкам)
Мы с тобой, мы с тобой
Прыг-скок, прыг-скок.
2. У меня, у тебя
Глазки, словно пуговки, (соединить большой и указательный пальцы в кольцо)
У меня, у тебя
Губки, словно, клюковки.
Мы с тобой глазками
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (показать руками ’клювики’)
Мы с тобой губками
Чмок, чмок, чмок, чмок. (поцелуйчики)
3. У меня, у тебя
Чудо-локоточки (ручки на пояс, выполняя ’пружинку’)
У меня, у тебя
Острые носочки. (вытягивание носочка)
Мы с тобой, мы с тобой
Хоп, хоп, хоп, хоп! (’крылышки’)
Мы с тобой, мы с тобой
Прыг-скок, прыг-скок!
- Вот теперь я вижу, какие вы дружные!
Пришло время собрать наше покрывало: «Ветер, ветер дуй сильней, собери шатер быстрей!» (все вместе собирают покрывало и убирают в чехол).
Окончание занятия.
- Мы, сегодня ребята, познакомились с вами, подготовили воздушный шар для путешествия, проверили, может ли он всех поместить. И на следующем занятии мы отправимся в путешествие на волшебный остров и узнаем, кто же там живет! Пришло время попрощаться. Скажем дружно «До свидания» (все держась, поднимают руки вверх и произносят слова, выполняя поклон вперед, хлопают в ладоши).
По окончании, педагог обсуждает с родителями результаты занятия.
Используемая литература:
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общества на игровом занятии Круг/ Зарубина Ю. Г., Константинова Т. А. – М. : Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Елькина А. Детские песни. https://vse-pesni.com/song/a-elkina-zvonkie-ladoshki/
3. Музыкальные обучалочки / Е. Железнова – М. : ВЕСТЬ-ТДА, 2007.