Татьяна Сухова
Мастер-класс для педагогов и родителей «Практические упражнения для развития речевого дыхания у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей „Практические упражнения для развития речевого дыхания у младших школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Можно использовать такие игровые упражнение, как:
- «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?»
- «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
- «Свеча» - задуть свечу резким выдохом.
- «Пусти ветерок» - дуть можно на всё, что угодно (бумажный шарик, мягкий помпончик, карандаш и т. д.);
- «Буря в стаканчике» - для этого Вам потребуется трубочка, стакан и капля жидкого мыла;
- «Кораблики» - сделайте дома бумажный кораблик, налейте в таз воды, и начинайте играть с ребенком – кто быстрей передует кораблик на сторону противника.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению простого, но очень интересного тренажёра для развития речевого дыхания «Речевой ветерок».
Цель пособия: формирование у детей правильного речевого выдоха.
Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, плотная светлая бумага формата А6, цветные картинки.
Ход деятельности:
1. Сначала необходимо взять плотную светлую бумагу формата А6.
2. Затем заранее заготовленную цветную картинку приклеиваем в центре по нижнему краю этой бумаги.
3. С помощью ножниц делаем надрезы полосками шириной в 1 см (на цветной бумаге, получается «ширмочка» для нашей картинки.
«Ширмочку» приклеиваем по верхней линии и боковым (слева и справа) сторонам.
Наш тренажёр готов!
Можете его испробовать, соблюдая все правила дыхания : щёки при выдохе не надуваем, плечи не поднимаем, и тренажёр должен находиться на уровне губ ребёнка на расстоянии 10-15 см. Нам необходимо сделать глубокий вдох через нос, подуть на тренажёр. В результате полоски «ширмочки» поднимаются, и можно увидеть спрятавшуюся картинку. Ребёнок должен назвать её.
Тренажёр «Ветерок» очень эффективен, он не вызывает затруднений при его выполнении и нравится детям. Можно изготовить такие тренажёры с учётом автоматизируемых звуков либо изучаемых лексических тем. Детям интересно рассматривать цветные картинки и при этом выполнять игровые задания.
Регулярное и систематическое применение упражнений по развитию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления нарушений произношения.