Коротаева Лидия Николаевна
Мастер-класс для педагогов «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию игр и игровых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов к развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников как необходимому условию успешной дошкольной подготовки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Показать разнообразие приёмов работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
3. Познакомить педагогов с дидактическими играми и игровыми упражнениями по формированию лексико-грамматического строя речи дошкольников.
Ход мастер-класса.
Вступление. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как сделать речь наших детей грамматически правильной, богатой, содержательной.
Мы хорошо знаем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития ребёнка. Ведь, чем правильнее, богаче речь, тем проще ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Хорошая речь - залог успешного развития всех психических процессов ребёнка. Бедный словарный запас, нарушения грамматического строя создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому требуется серьёзная и своевременная работа по устранению данных нарушений.
Так что же такое лексика и грамматика. Так как мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это основа, кирпичики. Различают активный (слова, которые ребёнок употребляет в своей речи) и пассивный (слова, которые ребёнок понимает) словарь. Постепенно у ребёнка растёт как количественный, так и качественный рост словаря. Быстрее всего ребёнок усваивает предметно-глагольный словарь. Имена прилагательные, наречия появляются позже, так как имеют более абстрактное значение. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка. Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в трудах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, Д. б. Эдьконина и др. В работах учёных описываются этапы становления и закрепления в речи различных грамматических категорий, рост словаря детей в процессе взросления ребёнка.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, в ходе игры, труда, конструирования и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. На развитие грамматического строя речи могут влиять разные факторы:
• врожденное языковое чутье;
• речевая среда;
• форма общения взрослых;
• стиль общения педагога с детьми;
• целенаправленное педагогическое воздействие (наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.)
Для того, чтобы речь детей соответствовала их возрасту, воспитателям необходимо соблюдать следующие принципы в работе:
• учитывать детский возраст в своей группе;
• соблюдать все требования образовательной программы;
• владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;
• иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.
Мы с вами уже рассматривали вопрос количественного роста словаря по возрастам, говорили о том, как в разном возрасте происходит формирование морфологических категорий. Сегодня рассмотрим условия организации деятельности по формированию лексико-грамматического строя через использование дидактических игр, игровых упражнений.
Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. Дети играют в такие игры с большим удовольствием, не замечая, как развивают свои языковые способности, как используют в речи грамматически правильные образцы речевых высказываний. К тому же в играх у детей развивается чувство партнёрства, коммуникативные навыки.
Практическая часть.
В практике используются разные виды игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры. Рассмотрим некоторые виды игр, которые можно проводить с использованием предметов, картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.
В педагогической работе используются настольно-печатные игры, способствующие формированию конкретных грамматических категорий.
Проводится обзор настольно-печатных игр.
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.
С педагогами на примере игры «Логопедическое лото» проводится несколько игровых упражнений (назвать предметы, определить местоположение «над», «под», «между» и т. т. д., какой предмет, чей предмет, чего не стало и др.)
Следующий вид игр – это словесно-дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например, «Жадина», «Кому что нужно», «Назови ласково», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?», «Скажи наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Волшебная палочка», «Поручения», «Что изменилось» и т. д. Почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.
Игры с подготовкой, с использованием предметов и картинок.
Игра «Кузовок». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов.
Игроки сидят на стульчиках. На доске или на столе находятся картинки. Ведущий даёт игроку в руки корзинку и говорит слова:
- Вот тебе кузовок,
- Клади в него, что на - ок.
Игрок подходит, выбирает картинку и говорит: «Я положу в кузовок… утюжок» (показывает картинку и кладет ее в корзинку)
Игра «Поручения». Игры на усвоение предлогов: в, из, на, с (со, к, от, около. Эта игра проводится с предметами. Ведущий дает игроку поручения, и в момент, когда тот их выполняет, задает вопросы. Например: Положи кубики в коробку. Куда ты кладёшь кубики? (В коробку.) Где лежат кубики? (Кубики лежат в коробке.)
Где лежит лопатка? (Лопатка лежит в ведре.) Вынь лопатку из ведра. Откуда ты вынимаешь лопатку? (Из ведра.)
Посади зайчика на стул. Куда ты сажаешь зайчика? (На стул.) Где сидит зайчик? (Зайчик сидит на стуле.)
Где лежит мяч? (Мяч лежит на полу.) Подними мяч с пола. Откуда ты поднял мяч? (С пола.)
Подойди к столу. К чему ты подошел? (К столу.) Около чего ты стоишь? (Около стола.) Отойди от стола. От чего ты отошел? (От стола.)
Следующий вид игр – подвижные игры. Такие игры помогают детям снять напряжение от некоторой неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей, развивают моторные навыки, нормализуют эмоционально-волевую сферу. Здесь тоже большое количество игр: игры с предметами, игры на координацию движений и речи, игры-соревнования, с сюжетом и без и т. д. Важное место среди данных игр занимают игры с мячом. Такие игры можно проводить и в помещении, и во время прогулок на свежем воздухе. Они не требуют сложной атрибутики и длительной подготовки. Можно играть как с группой детей, так и индивидуально.
Возможные варианты игр с мячом:
• перебрасывание мяча друг другу,
• прокатывание мяча, сидя на ковре или за столом,
• бросание мяча об пол, ловля его двумя руками,
• бросание вверх и ловля двумя руками,
• перекрёстное бросание двух мячей.
Предлагаю снять напряжение и поиграть в некоторые игры.
С педагогами проводятся игры с мячом для групповых, подгрупповых вариантов.
С мячом можно организовать практически любую словесную игру. Мы сегодня уже играли в некоторые игры. Можем расширить круг таких игр.
«Какое что бывает?» Цель: активизация словаря, развитие памяти, внимания.
В нашем зале каждый знает,
Что каким у нас бывает,
Что бывает длинным? – палка, дорога, путь, каникулы, нитка, верёвка, шнурок и т. д.
Что бывает высоким? -….
Что бывает круглым? - …
Что бывает сладким? - …
Что бывает красным? - …
Что бывает холодным? - ….и т. д.
«Весёлый счёт». Цель: формирование умения согласовывать имена существительные с числительными.
А) Математиками станем,
Все предметы посчитаем.
Б) Сколько их мы точно знаем,
Пять предметов называем.
Ведущий называет один предмет и бросает мяч, игроки называют пять предметов и возвращают мяч ведущему. (Один мяч – пять мячей и т. д)
«Кто что делает?» (С перекатыванием мяча)
Цель: подбор глаголов к названиям профессий.
Мы с тобою не забудем,
Что умеют делать люди.
Ведущий называет профессию, игроки называют слова-действия: повар – готовит, варит, солит и т. д.
«Назови детёнышей животных» (С перекидыванием мяча)
Цель: обогащение, уточнение словарного запаса, формирование основ логического мышления.
Любознательные дети.
Знаем всех зверят на свете.
Ведущий называет животного, игроки называют его детёныша.
«Жадины»
Цель: закрепление навыка согласования местоимений с именами существительными.
Все мы жадинами стали,
Всё своим сейчас назвали.
Ведущий называет предмет, игрок говорит, что это его предмет.
«Исправь ошибку» (Работа с деформированными предложениями).
Ведущий бросает игроку мяч и произносит деформированную фразу, игрок исправляет ошибку и возвращает мяч: «Рыба поймала рыбака» – «Рыбак поймал рыбу». «Ветка села на птичку» - «Птичка села на ветку».
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы сегодня не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Ведущий, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а игрок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
«Составь слово».
Цель: формирование умения образовывать сложные слова.
Игроки образуют круг, ведущий с мячом находится в центре, бросает мяч игроку и говорит два слова, из которых надо составить одно слово, например: Рыбу ловит - … рыболов, пыль сосет - … пылесос, лес рубит - … лесоруб, воду возит - … водовоз и т. д.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Наш мастер-класс подошёл к концу.
Вы прекрасно потрудились, одновременно и отдохнули, восстановили свою работоспособность. Надеюсь вы сможете воспользоваться знаниями и умениями, которые сегодня получили, во время занятий с детьми.