Миниахметова Вера
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты дидактических игр»
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Секреты дидактических игр»
Цель: Повышение педагогической компетенции педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми с дидактическими играми.
План:
1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Секреты дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Знакомство педагогов с секретами дидактических игр в детском саду.
3. Выставка дидактических игр.
4. Практическая часть. Игры с залом.
5. Заключительная часть.
Сегодня как никогда актуальны вопросы раннего развития наших детей. Ребенок должен узнать и освоить как можно больше и как можно раньше – иначе он рискует потерять шансы, например, попасть в сильную группу профильного детсада. Или к хорошему репетитору, который берет не всех. Или не пройти конкурс в нужную школу – и отправиться получать образование по месту прописки. Или маме нечем будет похвастаться перед другими мамами в песочнице.
Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.
Структура дидактической игры
• Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет».
• Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия.
• Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Виды дидактических игр
• дидактические игры с предметами,
• настольно-печатные игры,
• словесные игры.
Ведущий: Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат»(как заинтересовать ребенка поиграть в дидактическую игру).
Ведущий: мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, «уговорить человека есть зеленый салат» :
• Тщательно очистить ингредиенты салата
• Украсить салат
• Подать в необычной сервировке
• Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
• Придумать интригующее название
• Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
• Убедить в полезности состава ингредиентов.
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам — найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш поисковый вопрос.
Тщательно очистить ингредиенты салата Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты
Украсить салат Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)
Подать в необычной сервировке Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели Интегрировать с другой деятельностью
Придумать интригующее название Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить
Убедить в полезности состава ингредиентов. Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.
Ведущий:оказалось, как легко приготовить салат и так же легко заинтересовать детей. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.
Мультимедийные дидактические игры на основе различных компьютерных программ очень интересны дошкольникам. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Интерактивная форма таких игр позволяет ребёнку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Картинка, презентация с грибами.
С первый дней жизни любознательные исследователи активно познают мир новых ощущений. Бизиборды совмещают в себе все и сразу – формы, цвета, фактуры, простые задачки и механизмы.
Картинки: для малышей, старших, мальчиков, девочек, тематические: корабль и пожарная машина, мягкие, куб.
Но постоянно покупать их не слишком выгодно, ведь игрушки надо обновлять, иначе они просто надоедают ребенку.
Показ бизборда
Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками.
Если вы делаете дидактические игры для детского сада своими руками, есть смысл сразу делать их моющимися – дети есть дети.
Игра с залом
1. Давайте, попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л — Ласковый, любящий
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный
2. Речевая дидактическая игра. На карточках написаны недостающие слова.
Командам необходимо на скорость дополнить стихотворение, используя все предложенные слова. На листочках две команды, зачитывают
Кто как кричит
Лает громко… (пес мохнатый)
Во дворе свистят (ребята)
Жук над головой… (жужжит)
Телка рыжая… (мычит)
Прочирикал (воробей)
Песенку про сто (червей)
Промурлыкал в кресле (кот)
А медведь в лесу (ревет)
Квакает в пруду (лягушка)
На суку кричит (кукушка)
В луже хрюкает (свинья)
Собралась ее… (семья)
Кукарекает… (петух)
В дудочку дудит (пастух)
Конь неудержимо (ржет)
Рыба голос (бережет)
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями — если вам было интересно,
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
Рефлексия. «SMS» - педагогам раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите сообщение, как прошёл мастер - класс, что бы вы хотели ещё узнать.